0
1068
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.06.2008 00:00:00

Черный человек и эмалированный таз с бешбармаком

Тэги: гриньков, книга, алкоголь, история, влияние


Игорь Гриньков. Белый пиджак, или Назидательная история о пагубном влиянии чрезмерного винопития. Гриньков: Повесть. – Элиста: Джангар, 2007. – 192 с.

«Белый пиджак» – третья, на этот раз художественная, книга врача высшей категории, человека не самой распространенной медицинской профессии – судебно-медицинского эксперта-практика. Две предыдущие работы автора были рассчитаны на узкий круг читателей – профессионалов в области криминалистики.

Почему пиджак? Объяснение этому автор дает в самом начале произведения: «Облачение в это белоснежное произведение портняжного искусства всегда сопровождалось неуловимыми ассоциациями, среди которых присутствовали легкий бриз, покачивающий разлапистые пальмовые ветви, поскрипывающий под мягкими подошвами мокасин от «Гуччи» чистый прибрежный песок┘» Казалось бы, нет одежды более подходящей для роли «элегантного бонвивана – баловня жизни, плейбоя и жуира», каким хотя бы раз в жизни мечтает показаться в обществе любой современный мужчина. Однако стоило герою надеть его, как в тот же вечер он «напивался вдрызг», и первое, что он видел утром, – это скомканный на прикроватном стуле пиджак, но отнюдь не белый, а жалкий и грязный. Итак, название произведения не случайно, потому процесс все возрастающей алкогольной зависимости ассоциируется у героя с «пошивом» белого пиджака, который начинается в ранней юности и сопровождает его в течение всей жизни.

На мой взгляд, искренние признания, которыми насыщена книга, – сильный и смелый поступок. Ценой откровенного описания собственной борьбы с пьянством, автор, что привлекательно, без лишних назиданий и нравоучений заставляет задуматься об опасности употребления даже незначительной доли алкоголя.

Жесткая реалистичная манера письма сочетается с искрометным юмором, самоиронией: «Месяц сакмана прошел для меня под знаком тотального пьянства. Каждый управляющий фермой, гуртоправ, чабан считали своим долгом угостить меня до положения полной невменяемости. Как в калейдоскопе, мелькали ужины на сайгачьем пункте, где мы закусывали трехдневными ягнятами┘ вакхическое возлежание вокруг большого эмалированного таза, наполненного до краев казахским бешбармаком, поедаемым исключительно руками, залитыми по локоть жиром; какие-то выезды в степь на пикники, хотя красавица степь была вокруг и везде, и специально выезжать куда-то не было совершенно никакой необходимости┘ Возложенные на меня начальством функции я выполнил, но вернулся с сакмана зеленый от пьянства, как капустный лист».

Сложный лабиринт чувств и эмоций главного героя сочетаются со здравым смыслом и критическим отношением к себе, динамичность повествования с тонкой психологичностью: «Подсознательно все мы боимся заглянуть внутрь себя, ибо в зеркале наверняка появится есенинский Черный человек». Мужественный, чуткий, глубокий, способный к самоанализу читатель, безусловно, способен настроиться на волну героя и не просто пролистать книгу, а проникнуться ее сутью. Неискушенному человеку повествование может показаться перенасыщенным чередой пьянок-гулянок, хулиганских выходок, набором невнятных романтических приключений, свалившихся на нетрезвую голову сначала молодого студента, а затем – зрелого мужчины. Однако столь тяжелый порок не мешает герою постоянно подниматься по карьерной лестнице, иметь успех у женщин, ценить искусство, заниматься живописью, элегантно выглядеть, путешествовать, честно бороться за место под солнцем, разрешая сложные жизненные ситуации.

Повествование увлекательно еще и тем, что автор дает оценку происходящему с точки зрения врача-профессионала. Любопытны также экскурсы в глубины истории Российского государства в поиске истоков одного из глобальных пороков нашего общества, которые невольно наводят читателя на мысли о будущем наших потомков.

Для меня эта книга была интересна вдвойне – и как для читателя, и как для психолога. На мой взгляд, герою, как и многим мужчинам, в течение жизни никак не удается распрощаться с позицией избалованного мальчишки, не отдающего себе отчета в своих действиях и не отвечающего за собственные поступки, постоянно ожидающего, что кто-то подстелет соломки и решит его собственные проблемы. Безусловно, истоки подобной жизненной позиции заложены в повествовании, их нужно суметь разглядеть.

Сделать это не так просто, потому как авторская мысль порой утопает в невнятных переборах, излишне натуралистичных описаниях происходящего, ненужных подробностях, которые лишь уводят читателя от главной мысли повествования. На некоторых из них лежит налет провинциальности в худшем смысле этого слова.

Но в целом можно простить автору эти мелочи, отдав должное злободневности темы, умению «поймать» дыхание читателя и увлечь его за собой. Тем более что Игорь Гриньков делает все возможное для того, чтобы «остановить на краю пропасти хотя бы одну людскую пропадающую душу».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
439
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
481
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
346
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
77

Другие новости