0
1567
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.10.2008 00:00:00

Богатырь не спит

Тэги: кружков, стихи, сказка


кружков, стихи, сказка "Не люблю я природу, родную природу. Мне не нравится лебедь, ныряющий в воду┘"
М.Врубель. Лебедь. 1901 г. ГТГ

Григорий Кружков. Новые стихи. – М.: Воймега, 2008. – 80 с.

Мы любим этикетки, но дело не в них. Мне уже довелось назвать Кружкова елизаветинцем («НГ-EL» от 07.03.02). Здесь, в новой книге, он возражает – абсолютно непреднамеренно – против этой красивой клички, которую можно понять как западник, да еще старый западник. Его «Сказка» – русская. Да, открывая книгу «Прощанием Белого рыцаря с Алисой», следом он сказывает такую сказку: «Что-то в черепе скрипит:/ Видно, богатырь не спит./ На полатях без конца/ Поворачивается». Можно было бы предположить отсылку к тому же Мандельштаму: «В белом раю лежит богатырь», но не стоит: автор шутит. Но как-то горьковато шутит: «Что, детина, сердце жжет?»

Кружковская ирония – особого рода. Она и легка, и тяжела одновременно. Можно было бы говорить о ровном огне, об интонационной умеренности, об отсутствии выплесков, громов и молний. Но это обманчиво. Абсурд наготове – поэт настороже. В частности, это происходит в первом (их два) посвящении Льву Лосеву. Оно называется «В защиту музыки». Возникает вопрос о честности. Флейта не врет; природа не врет; тело человеческое, вообще говоря, не врет. «И только рот,/ как титьку бросит в годик или два,/ так и пошло: слова, слова, слова». Шекспир – особая статья в кружковском мире, тут не обошлось и без Гамлета («┘подгнило что-то┘»). Впрочем, тут есть и Йейтс, и Китс (в эпиграфах), и многие другие достойные джентльмены, десятилетиями сопровождающие Кружкова.

«В защиту музыки» подтверждает протеистическую природу этого поэта. Обращаясь к Лосеву, он учитывает, кто перед ним. Он чуть ли не переходит на лосевский язык, где-то подкорочно имея в виду даже филологические интересы адресата, в частности – «Слово о полку». По этой причине Древняя Греция изъясняется по-древлерусски: «Вем только, встарь говаривал Сократ,/ что ничего не вем». Книга Кружкова, похоже, вообще обращена к Лосеву. Так?

Не совсем так. Здесь много чистой лирики. Забытой чистой лирики. «Ты из глины, мой хрупкий подросток,/ Голубой, неуступчивый взор;/ Чуть заметных гончарных бороздок/ На тебе различаю узор». «Дверь откроется, и кто-то скажет слова,/ Которых, сколько ни думай заранее, не угадаешь». Эти стихи заключают цикл «Из Дублинской тетради». Здесь Запад не Запад, Восток не Восток, то бишь они вперемешку, как Бунин и Ду Фу. Над Гудзоном рядом с ним сидят на ветке огромного дуба (мирового древа?) Блок, Бердяев, Кузмин, Белый. Это все та же модель вселенского единства-неразделимости. Когда-то он перевел «Леду и Лебедя» обожаемого Йейтса. Там сказано так: «Дивным гостем в плен/ Захвачена, ужель не поняла ты/ Дарованного в Мощи Откровенья, –/ Когда он соскользнул с твоих колен?» В своем оригинальном «Лебеде» Кружков говорит: «Не люблю я природу, родную природу,/ Мне не нравится лебедь, ныряющий в воду/ С очевидною целью набития зоба;/ Если лебедь с подругой – не нравятся оба». Откровенье и набитие зоба явно не совмещаются. Как раз наоборот. Происходит непреднамеренное (?) ниспровержение богов – и не одного Йейтса: тут ведь и Тютчев, и Заболоцкий, и прочие природопевцы, ищут ли они гармонию в природе или отвергают, подвергаются некоторой ревизии. Но, пожалуй, мысль о том, что упомянутой гармонии искать не надо, Кружковым доведена до логической точки. Недаром в «Одиноком» сказано: «Морщит лоб и достает папироску,/ Дым пускает и держит ее в кулаке, как дулю».

Не то чтобы в тихом омуте водятся черти, но демонов несогласия и вызова невозможно укрыть даже за просодией, по преимуществу классической. Отсюда и его нелицеприятие по адресу смены: «Одним лишь птенцам желторотым пристало писать,/ Мешая чернила с соплями». Про себя сказано: «старый ворчун». Ему чужд авангард, он отвергает племя Малевича: «Слуги Черного Квадрата/ Силой голого числа/ Смяли славное когда-то/ Братство Круглого Стола». Помимо прочего, тут слышится невольная, но упорная полемика со старыми стихами Павла Когана про угол и овал («Гроза»). Впрочем, эта гроза – лишь младенческое эхо пастернаковских гроз.

Что же касается «высшего принципа», надо прочесть «Двойную флейту» – памяти Аверинцева и Гаспарова. «Жарят на шомполах воины Улугбека/ мясо барашка. Где же ты, о Филомела?/ Едешь ли ты через реку, таинственный Грека?/ Едешь. И слышу я – флейта двойная запела». Тут и пушкинский «таинственный певец», и «таинственный некто» самого Кружкова. Это не мешает ему замкнуть книгу автошаржем: «Привет вам, новые ворота!/ Люблю порой на вас смотреть,/ Люблю порой и с разворота/ На вас башкою налететь».

Я же говорю – старый романтик. После романтизма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1205
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3199
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1809
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2143

Другие новости