0
1272
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.09.2010 00:00:00

Двуглавый орел революции

Тэги: немировски, война, революция


немировски, война, революция

Ирен Немировски. Осенние мухи. Повести/ Перевод с французского Е.Клоковой. – М.: Текст, 2009. – 253 с.

Неподготовленному читателю уже с первых сцен повести «Осенние мухи» становится не по себе: как французской писательнице Ирен Немировски удавалось так убедительно и ясно писать о русской Гражданской войне? Не иначе как работала с источниками, расспрашивала очевидцев, штудировала специально «Тихий Дон»┘

Но она ни в чем подобном не нуждалась. Расскажу о ней немного.

Ирен Немировски. Стильный и тонкий французский прозаик, автор более 20 повестей и романов, большинство из которых не переведены на русский язык. Последний ее роман «Французская сюита» посвящен фашистской оккупации. Его нашли и напечатали лишь в 2004 году, спустя 62 года после смерти автора (в России – М.: Текст, 2006). Роман имел успех и стал самым популярным из опубликованных произведений Немировски. Сейчас понятно, что окончание работы над романом было трагическим предвестием для писательницы. Франция, изображенная в нем обезумевшей и потерянной, будто подглядела в спрятанную рукопись, узнала себя и отомстила автору за точность: в 42-м году французская полиция депортировала Ирен в Освенцим, откуда возвращались только чудом. Но чуда не произошло.

Жизнь прекрасного писателя со страшным и горьким окончанием. Но одно все еще не ясно: откуда все-таки «Осенние мухи» о Гражданской войне, «Дело Курилова» о русской революции, да еще и не переведенная на русский язык биография Чехова La Vie de Tchekhov? Есть ли причины для такого пристального внимания француженки к далекой России?

Есть. Просто я в спешке начал рассказ о Немировски с того момента, как к ней пришел литературный успех. А надо-то было с самого начала. Дело в том, что родилась наша героиня в славном городе Киеве в 1903 году и звали ее Ирина Леонидовна Немировская. Во Францию будущая писательница эмигрировала только в 1919 году, в 16 лет. Там она и назвалась именем, под которым вошла в историю французской литературы.

«Осенние мухи» Ирен Немировски – очень добротная повесть. Восьмидесятистраничный рассказ о крахе дворянской семьи, ее отъезде в Париж и грустной, «оторванной от корней» жизни там. Слабое место повести в том, что, приступая к ней, трудно отделаться от ощущения некоторой ее вторичности, ощущения ложного на самом деле. Мы просто слишком много про все это читали. Немировски, повторюсь, – большой писатель, поэтому ее невозможно поймать за руку на подражании Бунину, Набокову или, скажем, Борису Зайцеву, но вот открываешь критическую статью об «Осенних мухах» и читаешь: «Немировски близка по духу русским писателям-эмигрантам┘» Далее – список фамилий. Критик хотел похвалить, но задел больное место. Писателей-эмигрантов у нас много. И повесть Немировски их всех действительно как будто напоминает; причина, видимо, в том, что «Осенние мухи» очень поздно вышли в России, гораздо позже всей остальной эмигрантской прозы.

Но, продолжая читать, оцениваешь свежесть и психологическую точность повести.

«Юрия лихорадило, он бредил, говорил что-то бессвязное, ощупывал стену в том месте, где над кроватью Андрюши когда-то висела икона, прикасался к старому календарю с портретом Николая II, повторял, указывая пальцем на листок с датой 18 мая 1918 года: «Я не понимаю, не понимаю┘»

Эта деталь моментально выбрасывает читателя из холодного дома вверх, к небу, заставляет разом увидеть всю Россию, которая, слетев с рельс, умчалась в поле, и теперь недавно еще отпечатанные календари кажутся непонятными, дикими.

«– Прости, милая, не мне тебя стыдить – я видела, как ты родилась┘ Но ты ведь не довела до греха?.. Соблюла себя?

– Конечно, няня┘ – Люля вспомнила Одессу под обстрелом и ночь в доме бывшего губернатора: он был в тюрьме, и его сын остался один в огромном особняке. <┘> В ту страшную ночь горели доки┘ Они занимались любовью, глядя, как языки горящей нефти наползают на порт┘»


Вот примерно на таких пароходах мы сплавили свой генофонд. Алексей Боголюбов. Французские пароходы в Гаве.
1880–1890-е. Центральный военно-исторический музей.

Здесь все сходится в одну точку: бессильное возмущение старой няньки, потерянность девушки, но и темное, эротическое обаяние, которое всегда бывает у распада, разложения старого┘ Кто не подпадет под это обаяние, не почувствует запаха горящей нефти?..

Центральный персонаж – именно старая нянька. Повесть кончается ее смертью. И вся финальная сцена смерти от начала и до конца – символ, загадочный символ┘

Пересказывать эту символическую сцену вкратце не стоит, поэтому немного поговорим о второй повести, вошедшей в книгу, – «Дело Курилова».

Неожиданный переворот: только что вы дочитали повесть о печальных эмигрантских судьбах – и вот перед вами авантюрное повествование, написанное от лица самого настоящего революционера. Где-то было напечатано, что «Дело Курилова» развенчивает большевизм, упрекая его в жестокости. На мой взгляд, довольно странное наблюдение. Можно ли, например, считать, что в «Саньке» Прилепин развенчивает нацболов, упрекая их в жестокости? Кто-то, может быть, истрактует и так, но к авторскому замыслу это уже не имеет отношения.

Из «Дела Курилова»: «Я принадлежал партии по рождению, первым годам жизни и вере в то, что социальная революция неизбежна, необходима и справедлива настолько, насколько вообще могут быть справедливы дела людей. <┘> Я люблю массы, люблю людей».

Нужно все же отметить, что к концу повествования герой действительно чувствует усталость и разочарование, но разочарован он не в большевизме, а в собственной жизни, и это личная трагедия героя, а не проблема его идеологии.

Проблемы идеологии Немировски вообще не занимали, ее проза нарративна, повествовательна, и ни концепций, ни идеологий в ней нет. Это относится и к «Осенним мухам». Хоть они и написаны от третьего лица, жизнь в них показана глазами конкретных людей. Мы можем, конечно, обобщить, увидеть трагедию класса, мы даже можем прозреть горечь всей заблудившейся России, но вот по каким причинам Россия заблудилась – об этом Немировски не рассуждала даже между строк. И спасибо ей за это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1347
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1288
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1520
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1252

Другие новости