0
1790
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.09.2012 00:00:00

Смерть автора

Тэги: классициум, гусаков, минаков


классициум, гусаков, минаков

Классициум: фантастическая антология нефантастической классики/ Сост. Глеб Гусаков, Игорь Минаков.
– М.: Снежный ком, 2012, – 496 с.

По Гегелю – история всегда повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, во второй – в виде фарса. Так и тут. Все, что содержится в сборнике, может заставить улыбнуться человека, хорошо знающего литературу. И в этой улыбке будет теплота узнавания. Так через много лет, встречая некогда близкого человека, умиляется искренне любивший. Да, естественно, человек изменился, не мог не измениться, но остались частности (взгляд, жесты), и выясняется – любил именно за них.

Если коротко сказать: 18 современных авторов – кланяются мастерам прошлого. Они делают это 19 раз. И разговор во многих случаях получился на равных. Или почти. Если подробнее: фантасты постарались представить, как и что написали бы почитаемые ими классики, если бы уже в ХХ веке ракеты землян высадились на всех планетах Солнечной системы.

Начнем с джекпота. Центральным и самым главным произведением в этом сборнике можно назвать рассказ «Марсианка Ло-Лита», «приписанный» Набокову. Это безусловный лидер. Некоторое время издатели держали в тайне фамилии реальных авторов «Классициума». Теперь уже тайна раскрыта. Автор этого рассказа – Антон Первушин. И это стало неожиданностью. Многим казалось, что Антон, автор научно-фантастических текстов, больше уделяет внимания содержанию, а не форме. Тут все иначе. Ему удалось понять суть стиля Набокова и передать его. Это литературный подвиг.

В сборнике есть и второй текст «под Набокова» – «Жемчужные врата». Всамделишный автор его – Ирина Скидневская. Ухвачена суть писателя: темы, некие философские составляющее – то, как Набоков мыслил, видел мир. Этот эксперимент в целом тоже удался.

А теперь о содержании и форме. Автор никому ничего не должен, но когда он находит правильную пропорцию между содержанием и формой, то это победа. В рассказе за подписью «Хемингуэй» – «И ракета взлетит!» – сочетание идеально, так будто писал сам Хем. За это поклон Владимиру Данихнову.

В сборнике есть три стихотворных эксперимента: «Маяковский» – поэма «Нулевой»; «Гумилев» – «Стихи»; «Бродский» – «Представление».

За Маяковского писал Иван Наумов, фантаст, поэт, выпускник Высших литературных курсов, создатель целого корпуса текстов. А за Гумилева и Бродского писал некто Олди. Знаете такого? Да, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Маяковский – попадание почти на пять. Гумилев и Бродский – пятерка с плюсом! Я объясню почему. Наумов шел твердо за формой «буревестника революции», и все получилось. Бесспорно. Ладыженский, соблюдая форму, внес свое. Эксперимент экспериментом, а автор – он же прежде всего художник.

Современная литература должна быть динамичной. Еще «наше все» говорил, что в успешной прозе много глаголов и мало прилагательных. В этом разрезе хочется отметить текст «Александр Грин. Зябкое сердце». Начинаешь читать и не можешь оторваться. Текст не только динамичный, но и атмосферный. Увы, это редкое сочетание. Пять с плюсом. Написал «Зябкое сердце» Дмитрий Володихин. И тоже раскрылся с необычной стороны.

Некой противоположностью «Зябкому сердцу» является текст Марии Гинзбург «Эрих Мария Ремарк. Смерть взаймы». Проблема современной фантастики – многословие. Оно понятно, ведь краткость – сестра таланта, но мачеха гонорара. Трудно писать емко и энергично, когда платят за каждый килобайт текста. Но и тут писательская манера поймана.

И снова о приятном. «Откуда есть пошли стратозябли», как бы Гиляровского, а на самом деле Андрея Щербака-Жукова. Да, бесспорно, похоже по стилю на дядю Гиляя, за одним исключением – написано не чернушно, а остроумно. А персонажи – нынешние столичные деятели литературы и журналистики. События рассказа происходят в тихом хорошо знакомом москвичам спальном районе. Уютный, добрый и юморной текст.

В общем-то, у всех рассказов сборника есть признаки постмодернизма, такая общая концепция, – но один абсолютнее всех, постмодернистее постмодернистского. Проверял на наличие интертекста, игру с деталями и т.д. – все анализы положительны… Так вот – это «Максим Горький. Колокол ничтожных». Автор – Николай Калиниченко.

По всей видимости, особенно сложно было писать текст за Шукшина. Сама суть творчества Василия Макаровича не потерпела бы фальши. Его рассказы реалистичны и наполнены деталями, которых не выдумаешь. Все могло бы выглядеть чудовищно и смешно. Но, читая рассказ-эксперимент «Василий Шукшин. Жил такой парень», невольно проникаешься уважением к человеку посмевшему, а именно – к Дмитрию Федотову. Явно душа и жизненный опыт писателей созвучны. Иначе бы не получилось. Игра Федотова идет в унисон Шукшину. Только и остается сказать: «Браво!»

Постмодернисты говорят о смерти автора, о том, что из интертекстов можно создать любое новое. До бесконечности. Сборник «Классициум» и доказал, и опроверг это. Все-таки гениальные тексты – это хорошо, но и о человеке, о художнике, глупо забывать. Это то, что называется «индивидуальность».

P.S. Если я кого-то не отметил, это не значит, что мне не понравилось, но газетная площадь диктует свои условия, и пришлось рассказать только о самых лучших. С моей точки зрения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1664
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3606
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2659
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2166

Другие новости