0
1238
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.09.2012 00:00:00

Мысль – тварь непослушная

Тэги: ткачева, эра бессмертия


ткачева, эра бессмертия

Богдана Ткачева. Эра Бессмертия.
– М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2012. – 524 с.

Название – «Эра Бессмертия» – срабатывает как ловушка. Обещает: никаких убийств и смертей. Все будут жить долго – вечно! – и счастливо. И если название подкупает ложным оптимизмом, то один из эпиграфов – слова героя из «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца – настораживает: «Я, на свою беду, бессмертен». Начинается захватывающе: «Ровно через сорок дней к скромному домику типового проекта, мягко шурша шинами, подъедут четыре автомобиля. Из автомобилей выйдут двенадцать мужчин со строгими лицами, все направятся прямиком ко входу». Детектив. Служба Общественной Безопасности, чья святая обязанность – изобличение диссидентов, «безмозглые клоны», тетрадь, исписанная вручную, в ней «мысли, которые никакой электронике доверить нельзя», «Государь… Живой бог», – он «не смог преодолеть… земную сущность…». Главный герой – Воронцов, еще невидимый, – с полной характеристикой «субъекта уникального», из чьей «оболочки добропорядочного гражданина вдруг вылез чудовищный монстр…». Время действия – 2074 год. Фантастика.

С первой главы становится понятно, что главный герой носит в себе нечто, что делает его преступником, опасным для общества благоденствия. Вся беда в том, что он «в отличие от человечества еще не забыл, что такое правда», а «пристрастие к правде не поощряется». «Мысль… тварь непослушная…». Губительный «вертлявый ручеек мысли» заструился в «непотребном направлении»: герой вознамерился проследить эволюцию личности Государя, подарившего миру бессмертие, на фоне эволюции цивилизации. Чтобы решить главный вопрос: кто он, Государь, – Бог или Антихрист, или… «подставной клон»? «Поневоле кажется, – пишет Воронцов, – что прежнее существование рода людского – сплошной жуткий триллер». «Записки» ведутся 40 дней и чередуются в романе с повествованием о жизни Воронцова в этот период. Один и тот же сон-рефрен – картина казни героя – создает своеобразный скелет сложного по композиции произведения. Наряду с обществом, Государем, чей год рождения – 1999, Воронцовым «эволюции» подвергаются отношения последнего с его возлюбленной – от любви до ее сознательного предательства, ибо «никакая любовь… не стоит… бессмертия!». «О чем писать в нашу счастливую эпоху? Только про инопланетян да трагическую любовь… Хотя… – говорит писатель, – лет двадцать как не видел ни того, ни другого». Эволюционирует искусство: «В искусстве бессмертных отсутствует жизнь». Изменяется человек, «сползая с пьедестала эволюции», – «венец творения достигнет роковой ступени развития… превратившись… в биоробота». На смену Богу пришли детекторы лжи. «Сытость – предел… мечтаний?» – задается вопросом Воронцов. И констатирует: «Эволюция остановилась».

Обязательный в обществе благоденствия «тест на инакомыслие» обнаруживает преступника-диссидента. Наказанием для него выносится вердикт: «ВСЕГДА будет – даже если не захочет». Воронцов видит выход для себя только в смерти: «Умереть вовремя… пока не умерла душа».


Рыба без воды – избитый символ человека, лишенного свободы.
Фото Андрея Щербака-Жукова

«…Фантазия моя… сумрачна и пессимистична», – говорит автор словами главного героя. «Эра Бессмертия» – не что иное, как антиутопия. Ведь здесь присутствует главный ее признак – пессимистический взгляд на судьбы мира.

На страницах романа представлен подробнейший разбор истории земных цивилизаций, попытка докопаться, действительно ли «ужасы минувшей эпохи» – правда. Автор через размышления главного героя строит «гипотетические сценарии» развития событий прошлого и приходит к выводу, что все они – страшнее случившегося в действительности. Стоит только представить, что Чингисхан или Сталин обрели бы бессмертие – «их деспотия стала бы вечной»? Анализируя мир возможного будущего, вместе с главным героем автор предполагает, чем грозит реальность «Эры не стареющих», которая «больше, чем сказка». «Страх потерять жизнь будет доведен до абсолюта… тогда людьми… легко будет манипулировать».

Мир будущего нарисован ярко и образно. Вот поездка главного героя в Палеонтологический заповедник мелового периода, где туристы будущего азартно наблюдают за кровавой битвой тиранозавра с трицератопсом. Вот «зрелище дикое, безумное» боя между армиями Александра Великого и индийского царя Пора, где воины – клоны с микрочипами и публика – «жаждет… боли и ужаса». Вот описание древнего Города Дравидов – случайной находки главного героя: «Перед глазами моими… угрюмо безмолвствовали… каменные строения… В ноздри тягуче заползал густой… запах древности и смерти».

«Эра Бессмертия» – произведение неоднозначное и наверняка вызовет споры. Может быть, прочтение романа побудит «сбавить шаг и понять: к чему мы стремимся…», перепрыгивая «через собственную голову»?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1147
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3093
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1744
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2093

Другие новости