0
1641
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.09.2012 00:00:00

Головоломка в доме кошмаров

Платон Беседин

Об авторе: Платон Беседин Севастополь

Тэги: маверик, маленькое волшебство


маверик, маленькое волшебство

Джон Маверик. Маленькое волшебство.
– СПб.: Другие люди, 2012. – 352 c.

Джон Маверик, Джон Маверик… имя этого автора можно раскатать на языке, как древний свиток. Известен он прежде всего в сетевых литературных кругах, а вот первая книжная публикация состоялась у него совсем недавно. В питерском издательстве «Другие люди» тиражом 10 тыс. экземпляров вышла его дебютная книга «Маленькое волшебство», в которую вошли 19 рассказов – в общем, все лучшее, что автор, живущий в Германии, но пишущий на русском языке, успел создать.

Первое впечатление от прочитанного – классическая литература в современном прочтении. Очевидна авторская инициация Достоевским, но аллюзии рождаются скорее на Нормана Мейлера и Джерома Дэвида Сэлинджера. От первого взята нагая откровенность повествования и препарирование мертвой действительности, от второго – лирический герой, романтик и бунтарь, потерянный в современном мире. Правда, авторский стиль здесь, безусловно, не столь ярок и убедителен.

Более любопытной выглядит схематика произведений Маверика, напоминающих компьютерную игру. История героя в «Маленьком волшебстве», а герой здесь, несмотря на разные имена и типажи, один и тот же, прописана до мельчайших подробностей; Маверик вообще любит подмечать детали, вроде «у того-то и друзей не было, кроме двух русских, вернее казахских немцев – занудных типов, ни о чем, кроме походов по социальным ведомствам, не говоривших». Можно даже определить разновидность этой компьютерной игры – РПГ, где доминирующим фактором является так называемый рост героя: он страница за страницей повышает свой статус, набирая очки опыта и получая новые умения. Занятно, что данное ощущение усиливает тот факт, что чаще других в названиях и текстах встречаются смысловые и лексические вариации слова «маленький» и «расти».

Из компьютерных игр первой на ум приходит Resident Evil. Да, скромный антураж, да, на первый взгляд банальный сюжет, но вопреки законам логики текст держит читательское внимание так плотно, словно уже вклинился в сознание. «Ну зачем я открыл этот ящик Пандоры?» – восклицает герой рассказа «Я, Шахерезада». Ощущение от чтения прозы Джона Маверика складывается именно такое: сначала – сомнительно-настороженное, а позже – удивленно-ошарашенное. Не знаешь, что за дверью, какую еще головоломку предстоит решить, с кем и с чем придется встретиться в авторском доме кошмаров.


Книга как ящик Пандоры – соблазнительна и опасна.
Жюль Жозеф Лефевр. Пандора. 1882

Текст как квест, текст как пазл для читателя. Он, как вирус, незаметно интегрируется в читателя; лишенный языковых изысков, написанный местами топорно и угловато, он, наоборот, странным образом использует свои недостатки себе же во благо и постепенно перерастает в занимательную форму безумия. Маверик, будто сумасшедший фармацевт, выдает яды за витамины, отравляя читателя. Пожалуй, сборник надо было назвать не маленькое, а безумное волшебство, потому что именно безумием, скрытым и явным, пропитаны рассказы русского немца. Возможно, тут сказалась и «мирская» профессия Джона Маверика – психиатр.

Простой мальчик, стоящий на берегу реки, думающий о своей жизни, решающий, что делать дальше. Еще одна неприкаянная душа, еще один ищущий себя романтик-максималист со своей извечной полемикой с миром. Постепенно он приоткрывается, как скрипучая дверь в Resident Evil, являя читателю, словно грязное белье, множество сомнительных подробностей жизни: хастлер, гомосексуалист, жертва насилия.

И тут автор, собственно, балансирует на тонкой грани: он рискует скатиться либо в откровенную чернуху, либо в излишний сюр. С другой стороны, именно данная смысловая эквилибристика и может увлечь читателя, особенно если она упорядочивается – в большинстве рассказов это автору удается – своевременной демонстрацией второй стороны медали, когда белое разбавляет черное. И если где-то в затхлом амбаре повесился одинокий старик, то рядом обязательно найдется место искренней чистой дружбе: «А потом я и Мориц забирались на чердак, бросали на пол старые матрацы и, лежа голова к голове, полночи перешептывались о самом сокровенном, часто о таком, о чем ни за что не решились бы говорить при свете дня».

Встраивая в хлипкий организм обыденности ген безумия, порождающий дальнейшие мутации, наблюдать за которыми достаточно интересно, Джон Маверик создает социальный хоррор, постепенно трансформирующийся в занятное размышление о природе человеческих страхов и надежд. Такие себе записки лечащего врача из подполья.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1248
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3118
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2214
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1771

Другие новости