Василий Белов: "Восстановить русскую деревню, какая она и была".
Фото РИА Новости
Какой была наша страна? Как жили в ней люди? Какие были основные правила жизни, какие профессии ценились, как строились дома? Оказывается, мы не так уж и много знаем о своем прошлом. И расспрашивать о нем стоит, как выясняется, не археологов и историков, а писателей. Жаль, что мы поздно это понимаем. Когда автора уже не спросишь.
Но есть еще вариант – находить ответы в его книгах. Остаются слова. Мудрость. Откровение. Книги Василия Белова из таких. Мастер русского слова, владел блестящим русским стилем рассказчика. Причем рассказчика мудрого, много чего повидавшего и способного свои впечатления собрать в один кузовок.
Печататься он начал в 1961 году: в журнале «Наш современник» была опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная». Через два года Белов был принят в Союз писателей СССР. Он стал признанным родоначальником так называемой деревенской прозы. Книги «Плотницкие рассказы», «Привычное дело», «Кануны» (полновесная эпическая хроника коллективизации), роман «Всё впереди» обеспечили ему известность среди российских и европейских читателей. Одна из его книг, с множеством цветных фотографий, была выпущена в ГДР. Репутация мастера деревенской прозы была упрочена в 1968 году выходом повести «Плотницкие рассказы».
В 80-х впервые вышел сборник очерков о народной эстетике «Лад», а в 2000-м «Повседневная жизнь русского Севера» – о деревенских обитателях, не захотевших покидать исконные места жизни, отстаивающих свои ремесленнические традиции кузнецов, плотников, гончаров, знахарей – о простых мирянах и русских обрядах. Сам автор говорил об этой книге, что ему «из экономии места приходится убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями». Это упущение было ликвидировано при переиздании в 2012 году книги «Лад. Очерки о народной эстетике».
Читатель, открывая книгу, погружается в мир Руси. Страница за страницей, рассматривая деревенский уклад бытия, участвуя наравне с автором в различных русских праздниках, становясь одним из описываемых персонажей. Все-таки генная память русского человека отзывается на детали. Василий любил деревню беззаветно. Он гордился своей принадлежностью к великому русскому народу. «Чтущий да разумеет». Через свои строки великий мастер пытался донести до нас нежное непоколебимое и заботливое отношение к образу матери, который у него непостижимо сливается с образом родины.
На этих страницах мы можем в полной мере ощутить эстетику крестьянского труда, быта, художественных промыслов. Книга изобилует поговорками, народными погодными приметами, песнями и сказаниями. Используя этнографические материалы Вологодской, Архангельской, Кировской областей, автор в то же время живо пишет обо всем увиденном, обо все узнанном, о радостях и ужасах современной деревенской жизни, без надрыва, без обвинений и даже без извечного русского вопроса «что делать?». Все герои просто живут свою жизнь.
Трудно поверить, что он «был»… Словно выключили свет, как в многочисленных предсказаниях наступающего апокалипсиса. Я перечитывала «Лад», а на следующий день неожиданно прочла новость о его смерти от инсульта 4 декабря 2012 года в Вологде на 81-м году жизни. Большую часть жизни Василий Иванович прожил в деревне Тимониха Вологодской области, в которой и появился на свет 23 октября 1932 года. Его отец погиб во время Великой Отечественной войны, пятерых детей поставила на ноги мать, Анфиса Ивановна. Кстати, многие материалы были записаны Беловым со слов матери.
Уезжая учиться, работать или посмотреть мир, поговорить с людьми, он каждый раз возвращался в свою деревню. «Вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства. Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…»
Когда в 1990-х разрешили восстанавливать традиции, первое, что сделал Василий Иванович, – начал на свои средства воссоздавать в родной деревне Никольскую церковь. Плотник по профессии, он многое делал сам, своими руками, как бы воплощая в жизнь задуманное в книгах. Храм был успешно отстроен и освящен. Теперь уже трудно сказать, что действительно стало причиной болезни писателя. В СМИ ходила информация, что он получил инсульт после того, как церковь разграбили вандалы. В деревне Тимониха это считают газетной уткой, говорят, что кража икон в храме действительно была, но это произошло в 2006 году и на здоровье писателя трагически не повлияло. Впрочем, это уже не так важно.
Проститься со знаменитым писателем пришли тысячи людей. Значит, затронули души сегодняшних русских людей строки простого деревенского жителя. Значит, не зря переводил Василий Иванович свои думы, мысли, чувства, знания, любовь к тем, с кем рядом вырос, возмужал, и с теми, кого даже не знал, но кому стремился передать свое творческое наследство, в литературные произведения.
Василий Белов оставил читателям любовь к России, во всем многообразии ее проявлений – к ее истории, людям, песням, природе и житию человеческому. Когда его спрашивали: «И какая цель у русских?» – Белов отвечал: «Восстановить русскую деревню, какая она и была». И восстановил в своих книгах – теперь она живет в них. Думаю, автор мечтал о том времени, когда его герои, светлые и чистые, сойдут со страниц в реальную жизнь, на свежевспаханную землю. Кто знает – может, и получится.