0
2003
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.08.2013 00:01:00

На живописном берегу

Тэги: костромские каникулы, фестиваль


костромские каникулы, фестиваль Лев Рубинштейн и Игорь Иртеньев. Фото Татьяны Картер

Кострома – маленький город на Волге, литературная жизнь здесь протекает неспешно: вечера в библиотеках, презентации тонких книжечек в мягких обложках, посиделки в студиях. Поэтому, когда два года назад здесь прошел первый фестиваль современной поэзии «Костромские каникулы», это стало событием. Ирина Ермакова, Максим Амелин, Марина Бородицкая, Всеволод Емелин – они вдруг сошли со страниц толстых журналов и превратились в живых людей. Конечно, это сильно отличалось от того, к чему здесь привыкли. С тех пор многое изменилось. Фестиваль из ежегодного перешел в формат биеннале. Но даже если такое мероприятие в Костроме будет проходить раз в два года – это тоже очень много. Оказалось, и в провинции людям интересна современная поэзия. На выступления поэтов в рамках фестиваля приходили не по 10–20 человек, как обычно, а по 100–150.
Неизвестные читатели
Главной информационной мощностью в Костроме все еще остается «сарафанное радио». Но при этом способе оповещения на всех литературных вечерах неизбежно видишь одни и те же лица. А зрителей на фестивале никто не знал – это были поистине случайные люди, новые лица, неизвестные читатели. На «Каникулы» приехали звездные поэты: Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Игорь Иртеньев, Григорий Кружков, Александр Горнон (Санкт-Петербург) и Анна Русс (Казань). Конечно, уже одни имена должны были стать приманкой для зрителя. Но, как это ни печально, даже поэтов топ-уровня в Костроме (да и вообще в провинции) знают мало, в лучшем случае «что-то слышали». Журналы читают единицы, малотиражные книги до провинциальных магазинов не доходят, в литературном Интернете ориентироваться трудно... Даже местные студенты-филологи практически не имеют представления о современной поэзии – в Костромском государственном университете ее просто не преподают. И если уж для филологов звездные имена мало что говорят, то для журналистов это вообще пустой звук. Но тем не менее народ пришел, причем на этом фестивале публики было раза в полтора больше, чем два года назад.
Великолепная шестерка
«Костромские каникулы» – фестиваль камерный и скромный. Ни по размаху, ни по бюджету он не может и близко равняться с такими гигантами, как «Киевcкие лавры» или «СловоNova» в Перми. Но маленький бюджет – это по-своему хорошо. Массовые фестивали имеют один неизбежный недостаток – неровный состав участников. А когда приглашаешь шесть человек – каждая кандидатура на вес золота, и, если повезет, можно собрать действительно великолепную шестерку. Что и получилось в Костроме.
Сергей Гандлевский, лауреат всего на свете, включая национальную премию «Поэт», проникновенный и мудрый лирик, создатель своего личного направления «критический сентиментализм». Его спокойное неторопливое чтение слушали затаив дыхание.
Потом на сцену вышла Анна Русс – одна из ярчайших представительниц новой женской поэзии, самая молодая участница фестиваля. Ее принимали очень хорошо, и она даже рискнула прочитать стихотворение из репертуара слэмов – турниров по чтению стихов, в которых неоднократно побеждала.
Григорий Кружков больше известен как переводчик (во всяком случае, в Костроме). Но сколько изысканности придает оригинальным его стихам подземное дыхание английского абсурда, своего рода безупречное джентльменство мышления! В конце Кружков прочитал перевод великолепного стихотворения Эдварда Лира «Дядя Арли».
А вот с выступлением Игоря Иртеньева связана одна из немногих организационных накладок. Времени ответить на вопросы зрителей ему не хватило. Хотя, если бы время и было, вряд ли зрители смогли бы что-то спросить: зал изнемогал от смеха.
Антракт
Кострома – красивый старый город на живописном берегу Волги. Конечно, гости приехали не только стихи почитать, но и погулять, отдохнуть. Тем более все поэты, кроме Александра Горнона, были здесь впервые. За два-три дня всего не увидишь. Но главные достопримечательности – центр города со знаменитыми торговыми рядами и гауптвахтой, Ипатьевский монастырь, Музей деревянного зодчества – показать успели. И еще поэтам устроили прогулку по Волге на теплоходе (не прогулочном, а рейсовом, для колорита). Во время плавания матросы безуспешно пытались запретить поэтам пить пиво...
На одной из прогулок произошел трогательный эпизод, характерный для легкой атмосферы фестиваля. В Костроме когда-то снимали фильм «Жестокий романс», и теперь это всячески эксплуатируют. Дебаркадер, на котором снимались финальные сцены, недавно отремонтировали и превратили в плавучий ресторан. Соответствующий антураж, интерьер, музыка... И вот, когда поэты зашли туда пообедать, официантки (то ли сами, то ли кто-то подсказал) опознали Григория Кружкова – переводчика «Мохнатого шмеля» Редьярда Киплинга, песни из «Жестокого романса». Столь славного гостя попросили со всеми сфотографироваться и что-нибудь написать в книге отзывов. Григорий Михайлович, говорят, был очень тронут...
Поэзия или не поэзия?
В последний день зрителей ожидал шок или, во всяком случае, неожиданность. Кострома – не очень продвинутый город, здесь поэзию воспринимают несколько старомодно. Поэтому выступления Александра Горнона и Льва Рубинштейна, ярчайших новаторов своего времени, ждали с некоторой опаской. Все-таки полифоносемантика Александра Горнона и концептуализм Льва Рубинштейна – это действительно сложная поэзия, особенно для непривычного провинциального слушателя. И, конечно, не обошлось без того, с чего начинали выход в свет Горнон и Рубинштейн – без насмешек и категорического приговора: «это не поэзия». Но это мелочи – потому что слушали хорошо, понимали и, судя по устным отзывам, открывали для себя что-то новое. Взрывной Горнон и сосредоточенный, но очень артистичный Лев Рубинштейн благодаря не только хорошим стихам, но и манере исполнения могут завоевать любую аудиторию.
Кроме традиционных поэтических чтений костромичам представили одну из новых форм бытования поэзии – видеопоэзию. На первом фестивале свою программу клипов на стихи современных поэтов представлял Алексей Ушаков, а в этот раз Александр Горнон привез анимационные фильмы на свои стихи и на стихи авангардиста 10-х годов прошлого века Василия Каменского.
И, конечно, у каждого фестиваля должно быть что-то свое, какая-то изюминка. У «Костромских каникул» это – поэзия для детей. На первых «Каникулах» для ребят из шахматной школы с огромным успехом выступала Марина Бородицкая. В этот раз дети познакомились с Анной Русс и Григорием Кружковым.
Напоследок
Три дня пролетели незаметно – и вот уже после финального выступления Льва Рубинштейна разъезд. Надеемся, у поэтов остались хорошие воспоминания о городе. А что осталось у организаторов? Да почти ничего. Прошел фестиваль – и как не было. Никакого резонанса, никакого развития. И в этом одна из самых больших проблем маленьких городов – здесь, как в советские времена, существуют только «официальные мероприятия». А кому нужен фестиваль, да еще и поэтический, полностью организованный на средства спонсора, пожелавшего остаться неизвестным, горсткой энтузиастов? Конечно, 150 человек на поэтическом вечере – это очень много по сравнению даже с Москвой. Но не так уж много, если вспомнить, что в Перми «СловоNova» собирает залы по 400 человек. И секрет прост: не только космический бюджет, но и покровительство краевого Министерства культуры, обеспечивающего тотальную поддержку СМИ.
А частный фестиваль в Костроме не является событием для газет и телевидения. Здесь уже выросло поколение журналистов, которые не охотятся за новостями, а ждут распоряжений начальства. Диалог с редактором о возможном освещении фестиваля звучит буквально так: «А это губернаторское мероприятие? Нет? Тогда нам это неинтересно...»

Кострома

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2068
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3068
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2438
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2446

Другие новости