Кажется, каких уж чудес или приключений ждать, когда живешь в мегаполисе и изо дня в день ходишь на работу? А они очень даже возможны – и это убедительно доказывает Ольга Лукас в серии книг «Тринадцатая редакция». Нужно только остановиться, приглядеться, и тогда можно заметить, как в окнах старых домов мелькают добрые привидения. А из новой, пятой, а возможно, даже заключительной части серии – она называется «Неубедимый» – узнать, что добро и зло – не то, чем они кажутся.
Коротко о сюжете: в Питере есть Мертвого хозяина дом, он же – филиал книжного издательства. Его сотрудники – ячейка мунгов, бескорыстно исполняющих чужие желания (но только «экологичные» – такие, исполнение которых не причинит зла). А еще есть шемоборы – они выполняют желания не за просто так, а в обмен на душу. Испокон веков между ними конкуренция и кровавая вражда. А на этот раз и мунги, и шемобор Дмитрий Олегович получают от вышестоящего начальства усложненные задачи. Первые – чтобы исполнить еще больше желаний, второй – чтобы окончательно искупить вину перед убитым наставником.
Ольга Лукас.
Тринадцатая редакция. Неубедимый. – СПб.: Комильфо, 2014. – 272 с. |
Это своего рода производственный роман, описывающий пять дней из жизни издательства – его как официальной, так и теневой, секретной работы. Мунги – идеальный рабочий коллектив, где каждый, даже дотошный коммерческий директор, «за добрый нрав и покладистый характер прозванный Цианидом», все равно – друг. Все конфликты разрешаются ко всеобщему удовольствию, а каждый сотрудник ощущает нужность и значимость своей работы.
Один из секретов обаяния – как героев, так и повествования в целом – эффект узнавания. Мунги и шемоборы обсуждают современное искусство и партизанинг, пользуются яндекс-картами и ездят на блошиный рынок на Удельной. Некоторые реалии изображены обобщенно-пародийно: ток-шоу «О чем базар», газеты «Таинственные тайны», «Джинсовая жизнь» и «Развесистая клубничка». По тексту разбросаны аллюзии, цитаты из фильмов и книг – явные и неявные. А еще в «Неубедимом» появляется книга «Тринадцатая редакция» – и от этой рекурсии даже немного кружится голова.
Узнаваемы и герои: читатель легко уловит сходство Шурика, Виталика, Константина Петровича или Маши со своими знакомыми, близкими, а то и с самим собой. Поначалу они кажутся схематичными, вроде Москвича и Питерца из серии книг той же Лукас «Поребрик из бордюрного камня», но в каждой части мы узнаем о бэкграунде героя – о его прошлом и о том, как он попал в Тринадцатую редакцию и в команду мунгов. Сказывается и эффект сериала – за развитием их отношений занимательно наблюдать. Этих обаятельных раздолбаев невозможно не полюбить, и неудивительно, что вокруг «Тринадцатой редакции» возник круг поклонников, увлеченно рисующих фанарт.
Жанр «Тринадцатой редакции» – городское фэнтези, скептический вариант «сказки для взрослых». Скептикам можно возразить: во-первых, главный секрет взрослых в том, что никаких взрослых нет, а во-вторых, делать маленькие локальные чудеса – по силам каждому, но сначала нужно поверить в их возможность. В конце концов, может быть, сказка и ложь, но прислушаться к беседам, которые между делом ведут мунги и шемоборы – об устройстве мира или просто о житейских мелочах, – совсем не лишнее. А еще полезно задуматься над собственными ложными убеждениями. Вот, например, Даниил Юрьевич, который так долго не мог побороть чувство собственности, Маша, тщетно ждущая одобрения от своей матери, Андрей, совершенно незаслуженно навесивший на себя чувство вины за свершившуюся революцию, Неубедимый – старик, который прожил много жизней из-за того, что не мог простить себе совершенный однажды дурной поступок… Перед каждым из героев стоит задача: освободиться от комплексов и страхов и наконец стать собой. К этому сводятся их испытания, и те, кто уже сумел освободиться, терпеливо и доброжелательно дают подсказки другим.
Переходя на следующую ступень познания, герои узнают, что «наш мир питается энергией искренней радости», а борьба добра и зла – всего лишь иллюзия, просто «человеку всегда нужен противник, враг, четко прописанный». Мир устроен грамотнее: люди от природы недобрые тоже могут приносить радость – просто им нужны другие мотивы. Вывод фаталистически-оптимистический: любые действия приводят к добру и служат всеобщему благу, хотя это может быть и неочевидно. Лучшей стратегией оказывается практика хаотичного добра: вселенная сама структурирует поступки и пропишет причинно-следственные связи.
И вот почти конспирологическая модель, согласно которой желания выполняют представители каких-то засекреченных организаций, на деле оборачивается веселой игрой. Враждующие, казалось бы, лагеря преследуют одну цель: «Мунги и шемоборы нужны в мире для того, чтобы преумножать искреннюю радость». И те и другие не супермены, на сложных щах спасающие мир, а теплая компания приятных людей, с каждым из которых немедленно хочется дружить и есть пирожные.
«Тринадцатая редакция» ценна ненавязчивыми советами, разбросанными по книге и попадающимися читателю очень вовремя. Начать можно с малого: «Может быть, стоит для начала перестать слушаться родителей, которые, следуя заветам своих родителей, шарахаются от каждого куста». Понять, что правила можно – а иногда совершенно необходимо – нарушать. Помнить о том, что все несовершенны: даже высокое начальство может накосячить. Ольга Лукас напоминает о простых вещах, о которых почему-то все время забываешь: чудеса не просто возможны, но и происходят каждую минуту, миру стоит доверять, он не подведет, и, наконец, «чтобы желания исполнялись, их надо желать!»