0
3973
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.02.2015 00:01:00

Убаюканное отчаяние

Тэги: драма, классическая живопись, подросток


книга
Донна Тартт. Щегол /
Пер. с англ. Анастасии
Завозовой.
– М.: АСТ, CORPUS, 2015.
– 832 c.

Нашумевший «Щегол» Донны Тартт – книга совсем не из тех, которые легко уместятся в дамской сумочке, но, отправляясь куда-то из дома, ее все равно приходится брать с собой в общественный транспорт: роман удивительно захватывает читателя.

С первых страниц книга пропитана редким чувством – щемящей сыновней любовью. Мы заранее знаем, что красавица мать главного героя умрет в первый же день развития сюжета, и поэтому с нетерпением ловим ее образ: темные волосы, кашемировый кардиган, воздушный розовый шарф. Это умная, яркая, проницательная женщина. Ей дано два больших таланта – понимание живописи и умение чувствовать своего сына-подростка. При чтении ее нетривиальных суждений об искусстве хочется видеть картины голландцев собственными глазами. Роман «Щегол» перенаправляет читателя в музей, вырываясь из одномерности книжного листа.

Эту любовь к живописи, понимание особенностей мазка, света, линий на полотне главный герой в полной мере унаследовал от матери. Когда Тео остается сиротой, он встречает самых разных людей, но в этих встречах есть одна закономерность: все, кто любит мальчика, обладают художественным вкусом. Поэтому и прочувствовать характеры самых важных персонажей романа смогут только те, кто поймет их пристрастия. Среди таких героев – маленькая музыкантка Пиппа, реставратор антикварной мебели Хоби и даже авантюрист-наркоман Борис, парень русского происхождения, у которого ближе к финалу романа тоже открывается некое чутье искусствоведа.

Искусство в этой книге терзает человека. Подлинник картины Карела Фабрициуса, доставшийся мальчику в день взрыва, жжет ему руки, поскольку по закону картину нужно вернуть государству. Но в новой жизни без мамы поступать по правилам становится очень сложно.

У большинства друзей Теодора умерли мамы, и мир, который его окружает, – трагичный, но и полностью свободный мир родительской любви и опеки. К слову, единственная выжившая представительница поколения матерей – миссис Барбур на протяжении центральной части романа совершенно безэмоциональна. И только когда она смягчается к Тео, то начинает говорить с ним об изобразительном искусстве, как и положено любимым героям Тартт.

В «Щегле» много смертей, которые сильно задевают героя. Близкий человек предает Тео, и картина, которая была для мальчика в первую очередь напоминанием о маме, ускользает из его рук. Личная жизнь юноши не складывается, поскольку со дня взрыва в музее его тянет скорее к саморазрушению, чем к созиданию. Продолжение рода и умножение человеческих мучений кажутся Тео безумием. Автор подводит своего персонажа к ощущению, что жизнь печальна и бессмысленна.

Но здесь на сцену снова выступает искусство, и герой, записки которого мы якобы видим перед собой, обращается к своему будущему читателю: «В разгар нашего умирания, когда мы проклевываемся из почвы и в этой же почве бесславно исчезаем, какой же это почет, какой триумф – любить то, над чем Смерть не властна. Не только катастрофы и забвение следовали за этой картиной сквозь века, но и любовь». Таков парадокс Донны Тартт, главный вывод, которым заканчивается ее роман. Но возможно и другое прочтение этих слов, если дистанцироваться от героя, попробовать определить зазор между ним и автором.

Подросший Тео отстраняется от реальной жизни, по сути, пожертвовав ею ради искусства. Но по сюжету (если охватить его в целом) жизнь все же берет свое. Много ли беспризорных подростков в действительности любят классическую живопись? Чувствовал ли Тео единение с искусством до трагедии в музее? Утешение картиной, навык «пением убаюкать свое отчаяние» – похоже, последний и самый ценный подарок матери своему сыну. А значит, и реальность никак не уходит в тень эстетики.

Яркие характеры, динамичный сюжет и присутствие юмора в тех сценах, в которых его совершенно не ожидаешь, делают книгу явлением как минимум очень добротной беллетристики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1549
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1459
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1674
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1393

Другие новости