0
2232
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.04.2016 00:01:00

Белая гадость и красная дрянь

Тэги: евангелие, император, улисс, москва, хрущевки, ларьки, коммуналки, преисподняя


книга
Михаил Ардов. Проводы:
Хроника одной ночи
– М.: Б.С.Г. Пресс, 2015.
– 304 с.

События той ночи могли бы никогда не стать достоянием читателей. Прошло почти 50 лет с момента создания книги, прежде чем писатель и священнослужитель Михаил Ардов решился опубликовать свой труд. Причин скрывать произведение при советской власти было предостаточно – начиная с обилия в тексте цитат из Евангелия и заканчивая характеристиками, не подходящими даже развенчанному вождю: «семинарист-карьерист», «император всея шашлычная», «усатый идол». После перестройки препятствием для публикации стала внутренняя цензура автора – слишком «соблазнительным» с точки зрения священника казался роман. Но современного человека, искушаемого с рождения, не так просто соблазнить, поэтому «Проводы» в итоге покинули писательский архив. Кроме того, ничего в широком смысле слова «соблазнительного» в романе нет, скорее наоборот: предстающие перед глазами картины вызывают смесь любопытства с ужасом.

В основе сюжета – типичный эпизод: проводы рекрута Валерки, единственного чада, в армию. И хроника этого события была бы незамысловата, если бы не одна особенность. Все произведение представляет собой внутренний монолог от лица главного героя, жителя комнаты в коммуналке в одном из старых замоскворецких домиков, где и происходят проводы. Цель, которую выполняет этот поток сознания, в какой-то степени роднит «Проводы» с «Улиссом» Джойса, но далеко не каждый читатель «долетит» до середины «Улисса», в то время как «Проводы» читаются на одном дыхании. Даже длина предложений (некоторые достигают 15 страниц) кажется непривычной лишь на первый взгляд: цепочки рассуждений, ассоциаций взаимосвязаны и логически проистекают друг из друга.

Безрадостные картины советской действительности перемежаются с размышлениями о божественной природе искусства, личные переживания – с наблюдениями за меняющимся обликом Москвы, в котором уродливые «коробки» с каждым днем все больше поглощают наполненные историей усадьбы и кособокие домики. «На развалинах колокольного града» растет языческое поселение, где жители крошечных комнатушек сквозь тонкие стены преследуют друг друга цепкими взглядами, где разоренная церковь соседствует с сортиром, а станция метро сравнима с «лазом в преисподнюю».

Не выходя за пределы двора, герой делает срез общества. Точные характеристики, как навязчивые мысли повторяющиеся на протяжении книги, превращают людей в архетипические образы, среди которых – аппетитная голубоглазая блондинка с синим морем распутства в глазах, вечные парни, таскающие у одинаково изможденных сварливых жен трешку на выпивку, белобрысые очкастые самодовольные студенты, беснующиеся под визги магнитофона. Проводы, на которых до рекрута никому нет дела, извечный обряд поглощения «белой гадости и красной дряни», в глазах главного героя превращается в культ Бахуса, где несчастливые убогие грешники поклоняются «бутылке за то, что она скорее и вернее социалистов может устроить рай на земле».

Безжалостные наблюдения проистекают не от надменности рассказчика, а потому, что он верит в Бога. Ведь и сам он в своих глазах не более чем «скверный блудодей, весь черный от пороков». Если обряд проводов демонстрирует духовный упадок общества, то богатая история «подвигов на поприще клубнички» показывает несовершенство самого рассказчика. В отношениях с безымянной Чужой Женой нет ни любви, ни теплоты. Она всего лишь партнерша по грехопадению, и похоть, связывающая с ней героя, причудливо сочетается с самообличением и покаянием.

И все-таки автор допускает в поглощенное пороками поселение персонажа, способного рассеять чувство обреченности и примирить читателя с открывшимся ему безрадостным и циничным взглядом на мир. «Святая» Марь Ивановна, добрая и безотказная старушка, своими неиссякаемыми силами и бесконечными хлопотами о ком угодно, кроме себя, являет пример христианского самоотречения, собирательный образ всех тех, кто многие века олицетворяет надежду.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В отношениях с городским электоратом думские партии делятся на две группы

0
1179
Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Анастасия Башкатова

Все больше предприятий сейчас планируют снижать объемы выпуска продукции

0
1623
Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

0
775
Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Екатерина Трифонова

Моральный ущерб от незаконного уголовного преследования придется доказывать в суде

0
1137

Другие новости