0
2901
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.04.2016 00:01:00

Все писали, и я писал

Тэги: поэзия, проза, авангард, москва, серебряный век, искусство, ссср, милиционер


картина
Пригов – это, считают некоторые,
Данте сегодня.
Андреа дель Кастаньо.
Данте на фреске виллы Кардуччо.
1450. Галерея Уффици

Время идет, и чем дальше мы от живого Дмитрия Александровича Пригова, тем больше и масштабнее выглядят его фигура и творчество в истории современного русского искусства. Важная оговорка – лично нам литература Пригова не очень близка, но это не мешает нам сказать, а главное – видеть то, что мы только что сформулировали. Особенно это чувствуется сейчас, когда российская «птица-тройка» сделала очередной круг и мы снова очутились в обстановке, чем-то напоминающей то время, когда создавались самые известные произведения ДАП, а именно середину и конец 1970–1980-х годов.

Всего около двух лет прошло с момента выхода первого тома его «Неполного собрания сочинений», а уже кажутся достаточно уместными и «академический» размер тома (два года назад так не казалось), и серьезные аналитические статьи в нем, хотя гройсовское сравнение Пригова с Данте, приведенное в предисловии, по-прежнему выглядит не то ненужным преувеличением, не то сознательным эпатажем, кстати, идущим вразрез с самим представлением художника о себе и его ироническим «Автопортретом в лавровом венке», приведенном в начале книги.

Впрочем, предоставим слово герою статьи, тем более, как это часто бывает с современными художниками, слушать их объяснения к своим работам бывает гораздо интереснее рассматривания работ без объяснений… В своем интервью автору этой заметки в 2005 году ДАП сказал: «Концептуализм – это некий режиссер, который выводит на сцену разных героев, и его-то самого на сцене физически нет – но он в каждой точке, где эти герои соединяются, ссорятся или расходятся – он-то как раз и есть самый главный. Но физически его на сцене как будто бы и нет. Вот это и есть, собственно говоря, концептуализм. В концептуализме автор в тексте и не присутствует даже… Он берет готовые куски, вводит их, сталкивает стилистики, пишет от чужого имени, работает с какими-то поп-героями, которые вообще-то существуют и без него…»

И вот, просматривая недавно вышедший том «Москвы» московской ночью 16-го года, мы вдруг поняли… как бы это сказать… Даже не величину, это все относительно, а истинную роль человека, с которым несколько раз говорили по телефону такой же ночью середины нулевых годов и которого потом несколько раз видели в разных местах Москвы – то за столиком шумного ночного клуба на Никитской, то у ограды библиотеки имени Гоголя, то вдруг ловящего такси в его родном Беляеве… Это был не шут, тем более не паяц, ловко играющий на интересах публики (что греха таить, так считают некоторые), не только немаленький художник, но – банальные слова – оригинальный мыслитель, философ, новатор, прикрывающий свою оригинальность маской шута.

книга
Дмитрий Александрович
Пригов.
Собрание сочинений
в 5 томах. Том 2. Москва.
– М.: Новое литературное
обозрение, 2016.
– 952 с.

Кстати, похожее ощущение возникло у нас на прошедшей не так давно в Московском музее современного искусства большой выставке Мамышева-Монро, человека эстетически близкого к Пригову, не зря они участвовали в перформансах друг друга – это не шут, это философ под маской шута…

Зачем же под маской? Ну, например, затем, что роль «большого русского писателя» надоела и затерта до дыр, и вместо былого уважения часто вызывает иронию и даже раздражение… Происходит это то ли благодаря усилиям ТВ (моральные авторитеты для нынешних властей опасны), то ли из-за серьезно изменившейся за последние 25 лет так называемой системы ценностей в обществе, не побоимся этого слова, ее псевдоамериканского, предельного (и убогого) прагматизма. В этой системе ценностей Великий Русский Писатель, роняющий слова в бороду и далее в микрофон, выглядит голливудским персонажем, то есть просто смешно.

А вот «шут», «юродивый», слегка безумный, веселый, временами злой – очень даже уместен. Не только шут и юродивый, конечно, но и они тоже.

Центральным текстом тома, по мысли издателя, является роман ДАП «Живите в Москве», все остальные тексты должны как бы вращаться вокруг него; однако в оглавлении он стоит последним, и это не случайно – Пригов все таки прежде всего поэт, поэтому главными текстами в книге являются, на наш взгляд, стихотворные циклы, начиная со знаменитого «Милицанер и другие» (1978), «Москва и Москвичи» (1982), «Образ Рейгана в советской литературе» (1983) и кончая, например, поздними и не так хорошо известными «Хорошо иметь много денег» (2007) или «Родимое Беляево» (2007).

Причем что нас удивило и было новостью: оказывается, Дмитрий Алексаныч отлично владел так называемым классическим стихом, в книге приведены доконцептуалистские стихи из сборников «Из ахматовско-пастернаковско-заболоцко-мандельштамовского компота» начала 1970-х годов, пародирующие в 1973 году (!) тогдашнее повальное увлечение поэзией Серебряного века. Хотя сам Пригов всерьез к этим стихам не относился. «Все писали, и я писал», – скажет он в одном из интервью и назовет эти стихи «компотом непонятного свойства». Но, читая их, мы вспомнили много раз слышанные обвинения в адрес Пригова и других московских концептуалистов: «Да они просто не умели писать нормально!..»

Умели, будьте уверены.

В этом же интервью (Сергею Шаповалу) Пригов коснется одной из самых любопытных сторон своей, как говорят, творческой лаборатории. «Количественной стороны поэзии» – так скажет он. Он касался этого и в разговоре с нами.

«Каждый вечер я должен рисовать один рисунок», – сказал он.

«И вот перед нами результат – то, что как-то не вяжется с тем образом «юродивого», который видели и лично знавшие Дмитрия Алексаныча, и посторонние – тома по 1000 страниц.

Стесненные газетным форматом, мы не будем в этой заметке касаться той «метафизики» Москвы, которую приводит и предлагает Пригов («где нет Москвы, там нет ничего»); города-лабиринта, города-вселенной. Мы эту метафизику, разумеется, тоже видим и чувствуем, но ДАП она завораживает – нам не нравится. Кроме того, в ней нет особенной уникальности, такое же ощущение возникало у нас, например, в Бангкоке – обычный азиатский мегаполис, сверхгород, сверхмуравейник… Для искусства и политики – это плодотворно, для частной жизни, тихой, как у карася в пруду, просто для обычной жизни горожанина – нет. Мягко говоря, нет…

В заключение нашей небольшой заметки несколько слов ingeneral. Как правило, авангард, как любое искусство, но только много более отчетливо сигнализирует о глобальных переменах в общественной жизни. Как, например, Малевич еще в 1915 году своим «Черным квадратом» невольно предсказал ужасы ХХ века, конец русской классической культуры и связанного с ней мифа, так, возможно, Пригов и другие московские концептуалисты еще в конце 1970-х предсказали конец мифа советского и постсоветского и шире – русского имперского вообще. И, увы, соединенной с этим мифом культуры – в какой-то части все еще связанной с культурой дореволюционной России.

Однако, как говорится, здесь есть повод для умеренного оптимизма. Россия середины XIX – начала ХХ века, времени своего культурного расцвета, конечно же, не равняется Российской империи и к «имперскому мифу», слава богу, не сводима – это часть культуры европейской и общемировой. Грубо говоря, Лев Толстой, Чехов и Кандинский рифмуются скорее с Бальзаком, Прустом и Мондрианом, чем с Александром III, Николаем II и Лениным, например. И тогда – ура! – элитарные русская классическая и авангардные традиции вовсе не исчерпаны, не обречены на замещение массовой (мягче – «народной») культурой, как предполагали московские концептуалисты и, в частности, замечательный московский поэт, писатель и художник Дмитрий Александрович Пригов…  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
706
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2440
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1636
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1261

Другие новости