Вольтер тоже был в какой-то мере
диссидентом. Морис Кантен де Латур. Портрет Вольтера. 1735. Музей Антуана Лекьюи, Сен-Кантен, Франция |
Книга французской исследовательницы Сесиль Вессье (университет Ренна) посвящена истории протестного движения в постсталинскую эпоху Советского Союза. Историк пишет о его возникновении – от ранних, нередко индивидуальных заявлений и действий до относительно массовых акций и постоянных проектов («Хроника текущих событий»). На основе работы в архивах и личных интервью Вессье восстанавливает религиозное, национальное и правозащитное общественное течение, неподконтрольное властям.
В качестве одного из критериев его выбора для настоящей книги историк указывает ненасильственность средств, используемых диссидентами, отличающий их от целого ряда других оппозиционеров – «три принципа определяют рамки диссидентской деятельности: уважение к законности, отказ от любого насилия и стремление к гласности». И здесь возникают вопросы. Среди героев книги Вессье есть Эдуард Кузнецов. Но помимо реальной правозащитной работы Кузнецов принимал участие в неудачной попытке захвата самолета с целью побега из СССР 15 июня 1970 года, за которую был осужден. В дальнейшем заключение было описано им в книге «Мордовский марафон».
В связи с этим оказывается двусмысленным и заглавие книги. Да, лозунг «За вашу и нашу свободу» был действительно популярен в среде диссидентов и правозащитников (особенно после августовской демонстрации на Красной площади против ввода войск в Чехословакию в 1968 году). Но первоначально он возник раньше, еще в XIX веке во время Ноябрьского восстания 1830–1831 годов в Польше. Явно не пацифистского выступления.
Сесиль Вессье.
За вашу и нашу свободу! Диссидентское движение в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 576 с. |
Поэтому, может быть, Вессье следовало бы не ограничивать себя и читателей воссозданием только лишь истории ненасильственного движения, а взять шире весь спектр послевоенного антисоветского протеста. Тогда в книгу можно было бы включить рассказ о Всероссийском социал-христианском союзе освобождения народа – организации, стремившейся свергнуть коммунистический режим путем вооруженного переворота (1964–1967), а также историю восстания на большом противолодочном корабле «Сторожевой», которое поднял заместитель капитана по политической части Валерий Саблин (1975).
Спорно и утверждение, что диссиденты подготовили горбачевскую перестройку 1985 года. По словам Вессье, они повлияли на изменение умонастроения на Западе и в самом СССР и тем самым «ускорили падение системы, основанной на обмане и угнетении». В то же время по словам некоторых самих инакомыслящих (например, Ларисы Богораз и Сергея Ковалева), численность подписывавших диссидентские документы (письма протеста, обращения) составляла полторы тысячи человек. В свою очередь, Вессье обращает внимание «на разрыв между помпезными названиями, которые выбирают себе группы, и их скромной численностью». Так, Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях состояла из пяти сотрудников, а Христианский комитет защиты прав верующих – из шести человек.
Поэтому возникает вопрос об их известности и степени влияния на общественное мнение, которое не исчерпывалось фрондирующими интеллектуалами. В связи с этим позволю воспоминание об отношении к академику Андрею Сахарову в среде рабочих в первой половине 1980-х. После очередной антисахаровской статьи в центральной периодике они между собой не без раздражения говорили: «Зачем он все это делает, ведь у него все есть? С жиру бесится».
Представляется, что перестройка была вызвана некредитоспособностью советской экономики, оказавшейся в жесткой финансовой зависимости от стран Запада, предоставлявших кредит в обмен на демократизацию режима.
Вызывает печальное недоумение и неуместная ирония в отношении некоторых персонажей. Зачем писать, что один из представителей русских националистов Владимир Осипов, «краснея как девушка», рассказывает о себе? Автор этих строк отнюдь не в восторге от многих заявлений Осипова, высказанных им в книге «Три отношения к родине» и в подпольно выходившем журнале «Вече». Тем не менее уважение к человеку, отсидевшему за право свободно исповедовать свои убеждения в общей сложности 15 лет, исключает подобные филиппики. Уместнее критиковать Осипова по существу или просто изложить его концепцию.
Все-таки слова, приписываемые Вольтеру (тоже некоторым образом диссиденту), никто не отменял: «Мне отвратительно то, что вы пишете, но я бы отдал жизнь за то, чтобы вы могли писать дальше».