0
1348
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.03.2017 00:01:00

Петит

Тэги: cизиф, притчи, мифология, проза


9-15-11.jpg
Елена Зейферт.
Сизиф & Кo:
Книга прозы.
– М.: Барнаул,
2016. – 280 с.

СИЗИФОВА СПИРАЛЬ

При внимательном прочтении этой книги рассказов высвечивается ее внутренняя логика. Это движение от готового мира притчи с ее акцентом на нравственных ценностях и теме (само) суда («Две бабушки», «Пети-жё», «Глиняный человек») через попытку объединить мир, разъятый на внутренне и внешнее, на Я и Другого, воображаемое и реальное («Homo infelix: любовь с силуэтом»), к мудрости ребенка, которая преодолевает этот разрыв своим взглядом на привычные вещи в ином ракурсе. Гармония с миром утрачивается при попытке человека подменить собой Создателя («Глиняный человек») или искусственно перестроить чужую жизнь («Белорыбица»). Это открыто проявлено в «Ave, детский ангел, мне людно»: «Я пытаюсь согреть его дыханием, убивая». Вмешательство в чужую судьбу и попытка перекроить ее даже с благими намерениями становится ложной «сизифовой добротой».

Однако «кошмарная явь» из «Игры воображения…» легко преодолевается ребенком с его детской мудростью – изначальной, а не приобретенной в сложном усилии простить себя, согласно выбранному автором эпиграфу из «Бесов» Достоевского. Мир в последнем разделе книги «Анечка», как и язык, теряет свою предельную усложненность, перенасыщенность порой мистическими совпадениями и переплетениями, как это было, например, в «Наброске к портрету» и «Игре воображения: фрагменте романа». И таким же простым становится обращение к Богу и сострадание Ему как своему сверстнику в завершающей книгу «Молитве», где Анечка говорит: «Мама, ну я прошу его, чтобы Он не плакал». Так воплощается евангельский тезис: «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18, 3).

Внутренний сюжет книги, таким образом, представляет собой своего рода спираль – от осознания потери гармонии с миром к ее обретению уже на ином уровне. Раздел «Закон улитки», где эта схема наложена на перемешанные между собой и с современностью мифологические сюжеты о рождении Афродиты и Фаэтоне, можно назвать уменьшенной моделью всей книги в целом. Подобно тому, как «витками чертова колеса» повторяются истории Женщины и Мужчины, дурной бесконечностью повторов становится судьба героя, не пришедшего к детской мудрости. Не случайно «Город кита» завершается образом мужчины-ребенка. Современный Фаэтон Джой для своей матери – дитя, чье безумие она принимает как язык мифа.

Таков мир в книге Елены Зейферт, где миф и притча обретают новую жизнь, заставляя читателя, как Сизифа, проходить через витки «логарифмической спирали» смыслов к иному взгляду на истоки.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
196
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
286
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
245
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
289

Другие новости