0
2216
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.06.2017 00:01:00

Не скатиться в порнографию

Тэги: ссср, номенклатура, москва, провинция, эротика, сексуальная революция, 70е


ссср, номенклатура, москва, провинция, эротика, сексуальная революция, 70-е Провинция не меняется. Фото Екатерины Богдавной

Весьма объемистый – в 700 с лишним страниц – роман «Неформат» принадлежит перу двух авторов – журналистки Марины Брагиной и востоковеда-китаиста Игоря Самбора.

Это произведение имеет, несомненно, по многим параметрам эпический характер, так как в нем показана поздняя советская эпоха со всеми ее реалиями, процессами, происходившими тогда, жизнь людей, принадлежавших к элите той эпохи, а затем перестроечное время со всеми его гримасами, уродствами, трагическими событиями, начисто перевернувшими человеческие жизни, несбывшимися в итоге надеждами. Это произведение может рассматриваться одновременно и как историческое, и как остро современное, потому что судьбы людей показаны здесь именно на этом историческом фоне жизни нашей страны и неотделимы от нее.

В этой книге недавнее, но уже ставшее историей прошлое, как отмечено в предисловии, «есть только былинное прошлое, горько-полынное и сладкое, с которого мы (авторы. – А.Р.) постарались сдернуть пелену врак и макияжа». Герои книги выглядят живыми и убедительными, не картонными, а главное, типичными для своего времени. Авторы изобразили поколение, возраставшее в 70-е годы прошлого века, входившие тогда в жизнь, тогдашнюю привилегированную прослойку, молодежь, учившуюся в МГИМО – самом престижном и перспективном для карьерного роста вузе, то самое поколение, которое теперь, в современных условиях, стало высшей государственной номенклатурой и бюрократией, сугубо современного, так сказать, разлива. Им теперь всем за шестьдесят, и многие из них находятся у кормила власти.

21-13-11.jpg
Марина Брагина, Игорь Самбор. Неформат.
– М.: Литературная учеба, 2017. – 728 с.

Наряду с молодежью того времени в романе показана и тогдашняя элита в лице родителей главных героев – Ляли и Кота (Алексея Котина) – Георгия Ивановича (Жоры) и Андрея Теодоровича, которым были доступны и заграничные поездки, деятельность на международном уровне и т.д., хотя и под неусыпным присмотром всевидящего ока КГБ.

Однако наиболее колоритным и художественно убедительным образом, как нам представляется, в этой книге стал образ бабушки главного героя – Клавдии Романовны, по домашнему прозванию Клары Цеткин, обитательницы старой московской квартиры на Молчановке, в знаменитом доме со львами, очень узнаваемом, как и многие другие московские реалии, – сильной, мужественной, иногда отчаянно грубой женщины, прошедшей войну в качестве фронтового хирурга и затем долгие годы и десятилетия бывшей известным акушером-гинекологом, принимавшим роды у «половины Москвы». Эта фигура заставляет вспомнить аналогичную героиню, фронтового врача из знаменитой трилогии Германа «Дорогой мой человек», и нам этот образ видится наиболее удачным в книге.

Хотя здесь собраны и показаны судьбы представителей всех поколений, сформировавшихся в советское время, главное место в этом романе, как было уже сказано, принадлежит молодежи, чья юность и ранняя молодость пришлись на далекие уже 70-е годы. Отсюда и тема так называемой сексуальной революции, проявившаяся не только в предельно откровенном обнаженном показе эротических сцен, когда, собственно говоря, все вещи называются своими именами – в данном случае авторы все же отдают известную дань некоторым очень распространенным теперь приемам современной прозы. Но вместе с тем здесь изображены настоящие, глубокие чувства героев, которые порой ставят их на грань жизни и смерти. И именно это в первую очередь, с нашей точки зрения, оправдывает довольно натуралистические любовные сцены и не дает им скатиться в порнографию, хотя, впрочем, в современной литературе показ полового акта со всеми подробностями, кажется, вовсе и не считается порнографией – или мы ошибаемся?

Отметим и еще один существенный для содержания этого произведения момент – в проблематике «Неформата» безусловно большое место занимает тема провинции и тех людей, которых она поставляет столице. В данном случае это вначале студент МАИ, а затем, в конце, известный авиаконструктор международного класса Вадим Савченко, с которым у главной героини был первый и неудачно окончившийся роман, имевший отчасти характер любовного треугольника, но именно с ним-то она, потерявшая почти все, встречается на последних страницах.

Молодой человек, приехавший в Москву из донбасского шахтерского городка Изотовка, который становится в данном контексте символом провинции вообще, советской, конечно, провинции, уверенно и органично вписывается в непростую и каверзную столичную среду. Он вовсе не из тех, кто «локтями расталкивает» себе дорогу и карьеру. Это глубоко положительный герой, сумевший правильно выстроить свою жизнь, никого при этом не ущемляя, – и в этом смысле он противопоставлен такому персонажу, как Кот – развинченному и подверженному всевозможным дурным влияниям и порокам, в том числе и главным образом самому распространенному российскому пороку – алкоголизму, который и губит его в конечном счете.

Итак, заключая, мы можем прийти к выводу, что роман Брагиной и Самбора – незаурядное и потому заметное явление современной прозы. И даже в условиях нашего «нечитабельного» времени он, безусловно, должен найти своего благодарного и заинтересованного читателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Геннадий Петров

Награду получила противница венесуэльских властей Мария Корина Мачадо

0
823
Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Ольга Соловьева

Власти обещают оставить специальный налоговый режим без изменений до 2028 года

0
1615
Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Иван Родин

Законопроект "Новых людей" проверит намерение властей и дальше отрицать очевидное

0
1548
Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Михаил Сергеев

Если тенденция продолжится – избежать спада экономики в следующем году будет почти невозможно

0
2055

Другие новости