0
3727
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.07.2017 00:01:00

Корабль с вискарем и порохом

Тэги: утопия, притча, кампанелла, россия, европа, немцы, амстердам, соловки, гражданская война, томас моор, демократия, таганка, национализм, космополитизм, политология, глобализация, гендер, суверенитет


утопия, притча, кампанелла, россия, европа, немцы, амстердам, соловки, гражданская война, томас моор, демократия, таганка, национализм, космополитизм, политология, глобализация, гендер, суверенитет Маршрут неизвестен, и команда все время меняется. Питер ван дер Хейден. Корабль дураков. 1559. Музей Бойманса – ван Бёнингена (Роттердам)

«Маршрут неизвестен» – похоже на Россию. «Воруют» – похоже на нас, но где теперь не воруют? «Команда все время меняется» – нет, это точно не у нас. «Работают только немцы» – становится теплее. «Корабль разбитый, еще с Первой мировой войны, набитый порохом, портвейном и вискарем» – точно не у нас. Конечно – это Европа, объединенная. И ошалелая от наплыва африканцев. Русский художник на этом корабле в амстердамском порту, в котором исчезнуть нет никаких проблем – никто и не вспомнит, – вызван сюда писать картины. Такова – в двух словах – обстановка в новой книге Максима Кантора «Азарт». Разумеется, «Азарт» – название корабля.

Кантор называет это романом, и это очень похоже на роман: там есть интрига, завязка-развязка, герои, у них есть имена, характеры, судеб, правда, нет, только у главного героя-художника, в общем, все, что положено – папа, детство, воспоминания. Но это, конечно, не роман. Не роман в привычном понимании жанра. Притча? Аллегория? Тоже не похоже. Утопия? Наверное, это ближе, но все ж и это определение не совсем подходит.

Максим Кантор – один из немногих современных авторов, пишущих по-русски, который целиком поглощен не любовью Паши к Даше, не историей Гражданской войны, Соловками или иным сюжетом из прошлого. Его интересует только глобальный сюжет – сюжет целого мира. И поэтому новая книга писателя и известного художника только об этом одном – что будет, как будет и чем сердце успокоится?

Классическая утопия Томаса Мора или Кампанеллы – это некий социальный проект, призванный нарисовать некое будущее, сформулировать идеал. Как прийти к нему – не задача утописта, главное – дать увидеть современнику сладость той жизни, где все противостояния человека и государства, человека и общества улажены, где жизнь – рай; справедливость, честность правят и судят, где некрасивому дают красивую, чтобы со временем выровнялось и такое природное неравенство. Мы всем этим сыты по горло! История России за 100 лет не дает нам ни малейшей возможности обольщаться: «Всякая утопия непременно кончается тем, что дураки таскают мешки, а умники их погоняют», – поддерживает такое мнение и автор «Азарта».

24-13-11.jpg
Максим Кантор. Азарт – М.: АСТ, 2017. – 320 с.

То, о чем пишет Максим Кантор, теперь переместилось в политологические книги, в заседания международных и местных круглых столов с абсолютно острыми углами. Демократия – не демократия, глобализация или национальное государство? «Умрем за суверенитет!» – должны теперь кричать солдаты, идущие на штурм. А в противоположном окопе вставать в атаку будут со словами: «Без виз! Умрем за равенство полов и свободный гендер»! Но кричать – пожалуйста, охотников много, а умирать уже не хочется никому. Во всех окопах энтузиазма нет. Обо всем этом на канторовском корабле «Азарт» говорят беглый актер с Таганки, готовый заучивать любые роли; высокомерный англичанин, оксфордский профессор в желтых ботинках; итальянец, готовый отпилить и продать с распадающегося на части корабля все, что можно; молчаливый, но деятельный голландец Август – иезуит с русской женой и двумя детьми; француженка Присцилла, не чуждая искусства и любви, без комплексов и обещаний; толстый сербский поэт, собирающий толпы поклонников, Боян Цветкович и другие. Все хотят плыть, чинят и ломают корабль одновременно, спорят, меняясь местами – то левые, то правые, – в приступе превосходства готовы всех утопить, взорвать вместе с беженцами, приходящими в порт.

Какая идея из тех, что предложена сегодня на рынке идей, стоит смерти? Вот главная тема книги. Ответ известен. Уверенный ответ обывателя – никакая. Но сильные мира готовы подыскать идейку со вкусом послаще, с оберткой попривлекательней, но выбор ограничен: «новых поступлений давно не было, не завозили». Умереть за перемещение пограничного столба, за столб? Это всегда прокатывало, но сегодня было бы смешно и на похоронах.

Кантор, конечно, как всегда, безупречно образован и дает много всяких отсылок к истории и философии, к искусству, книга читается с интересом, но сделана не для того, чтобы соглашаться с автором, а для того, чтобы с ним спорить. Судьба Европы – это то, что не может не волновать сегодня. Европа, конечно, переживала и не такое – из нее выросла вся нынешняя цивилизация. Это не ремонт, не пожар у дальнего соседа. Если нас что-то и отделяет, то скорее ширма, картонная перегородка. Судьба общих христианских корней, просвещения, свободы и равенства – злорадство тут неуместно и оскорбительно. «Европа, – уверен автор – и я с ним тут согласен, – осветит путь другим». Да, есть проблемы – это не могут не понять разумные люди. У нас общие идеи, музеи, искусство, слова, мы все забылись в собственном самодовольстве, мы недостойные потомки великих, мы питаемся их смыслами, и все так рядом, что потирать руки и отгораживаться нет ни оснований, ни практического смысла. Это – бесспорно. А со всем остальным можно…

Роман, или утопия, или политический трактат, или приключение, или комедия масок, или… – можно выбирать жанр, если это нужно, – дает возможность задуматься о нашем будущем, по-любому общим. Как литература, как чтение он интересен и даже легок, хотя груз переполняющих его идей непрост и даже откровенно тяжел.

И, возможно, корабль поплывет… и мы даже узнаем – куда!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1442
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4063

Другие новости