Деревенские пейзажи, местные обычаи... Фото Андрея Щербака-Жукова
К чему стремится человеческая душа, эта метафизическая субстанция, в мире жесткой логики и холодного расчета? Как часто, прислушиваясь к своим мыслям и желаниям, мы ощущаем щемящее чувство тоски по чему-то глубинному, утраченному очень давно. Возможно, это сожаление о потерянном рае и понимание, что жизнь на Земле – это желанный, но тернистый путь возвращения в мир света и любви. Именно об этом роман Наталии Янкович.
Но это не какая-то там фантастика! Сказка, затем серьезная психологическая часть повествования, далее мелодраматическая и научно-техническая составляют некий жанровый симбиоз.
Наталия Янкович. Другой мир. В 2 т. – М.: Интернациональный союз писателей, 2017. – 186+270 с. (Современники и классики).
|
Деревенские пейзажи, местные обычаи необычной страны Авелон, где верят в чудеса природы и силу духа, воспринимаются главным героем Семеном с позиции современного человека как «вольное поселение психов». Он реально попал в сказку, которая не имеет шанса сбыться. Ну, не может сегодняшний человек обойтись без лжи, зависти, зла, зависимости от власти денег и благ цивилизации. Не воспринимает он добро в полном его объеме, как ни старается. Хочет, стремится к нему, понимает, что вот оно, счастье, но не может. Отсюда и тоска, и уныние, и разочарование, и сужение окружающей действительности до маленького, серого, замкнутого пространства своего «я». Однако в душе Семена в период его неожиданной ссылки происходят очень радикальные изменения: проникаясь жизнью Авелона, он начинает ощущать себя по-настоящему свободным и счастливым.
Но суровая правда современной жизни возвращает героя из иллюзорной реальности… делая его пациентом № 414 психиатрической клиники. Иное восприятие действительности, знания, полученные в другом мире, экстрасенсорные способности, позволяющие стирать границы времени и пространства, превращают Семена в настоящего страдальца. Неприглядная истина мира, рассуждающего о духовности, гуманности, «поступательном» нравственном развитии, предстает во всем своем уродливом величии. Ад, который он увидел в душах окружающих, силен и безжалостен, приносит под личиной добра и всеобщей пользы жертву тщеславию и гордыни. И как проявление психологии бессознательного, воплощением внутренних исканий и терзаний героя становится Вера. Ее любовь, жертвенная до безрассудства, – это его нерастраченный потенциал добра. Жестокость, которой она так наслаждается, является отражением современной действительности, которая по-хозяйски вновь пытается занять свое место в душе пациента № 414. И только помощь Авелона, поддержка друзей и мечта о возвращении в ставший родным мир помогают ему не потерять себя вновь.
|
Но неужели все так фатально? Наверное, как бы странно это ни звучало, человеку придется поверить в основной закон вечности: каким бы изощренным ни было зло, оно будет повержено только великой силой добра и жертвенной любви.
Об этом третья часть романа, поиск «света в конце тоннеля» – мелодрама, где чувства обнажены до предела, грань миров стерта и всем приходится делать выбор. Так, откровения ученого-физика, сделавшего величайшее открытие, – по сути, горькая исповедь. Слава и власть не сделали его счастливым. Время, которое он так пытался подчинить себе, сыграло злую шутку, заставив страдать от одиночества и разочарования. Но он находит в себе силы все изменить, даря надежду и показывая читателю, что рай на земле можно и нужно искать в чутких светлых порывах души, «умении думать сердцем».