0
2958
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.10.2017 00:01:00

Погружение в стерильность

Тэги: проза, фантасмагория, степан разин, рэй брэдбери, борьба, физика, атомы


проза, фантасмагория, степан разин, рэй брэдбери, борьба, физика, атомы Загнанного в угол героя спасает чудо в лице Стеньки Разина. Борис Кустодиев. Степан Разин. 1918. Государственный Русский музей

Анатолий Курчаткин. Минус 273 градуса по Цельсию.

– Знамя, 2017. – № 4, 5.


Свою прозу с использованием элементов фантастики писатель Анатолий Курчаткин называет «ирреальной» или «метафорической» (см. его произведения «Записки экстремиста», «Поезд», «Гильотина», «Курочка Ряба, или Золотое знамение», «Чудо хождения по водам»). Борис Стругацкий в подобных случаях использовал понятие «фантастический реализм», а мне нравится определение «странная проза». Кстати, в 2002 году в издательстве «Центрполиграф» выходил авторский сборник Курчаткина «Счастье Вениамина Л.», полностью составленный из его «странных» произведений. Иррационально-аллегорическую линию своего творчества писатель продолжил романом «Минус 273 градуса по Цельсию», опубликованном в четвертом и пятом номерах журнала «Знамя» за 2017 год.

Название романа – прямая отсылка к Рею Брэдбери. Напоминая о культовой антиутопии знаменитого американского фантаста «451 градус по Фаренгейту», Курчаткин заранее готовит читателя к погружению в созданную им вязкую атмосферу интеллектуального насилия и физического подавления. Минус 273 градуса по Цельсию – минимальный предел температуры во Вселенной, при котором физическое тело охлаждено настолько, что движение его атомов полностью останавливается. «Бездна разверзлась. Только без звезд. Но дна не было. Бесконечная молчащая тьма и замершие на месте от схватившего их абсолютного нуля, бездвижные атомы». Такое состояние в физике обычно рассматривается лишь теоретически, вот и Курчаткин нарисовал гипотетическое общество, где все, что не отвечает критериям так называемой стерильности, выявляется и изолируется соответствующими органами. Останавливается и обездвиживается, как и должно быть при абсолютном нуле. Под стерильностью в данном случае понимается не результат санитарного обеззараживания – дезинфекции или медицинского вмешательства с целью лишить способности производить потомство. Речь о духовном оскоплении человека, принуждении к слиянию с безликой окружающей массой и животном подчинении указаниям сверху. У героев романа нет имен, писатель обозначает главного персонажа, преподавателя философии, заглавной буквой  К с точкой (на ум сразу приходит К. из «Замка» Франца Кафки), а всем остальным дает прозвища по чертам их характера, внешности, отношениям с главным героем или по занимаемой должности: привереда, конопень, кощей, пантагрюэльша, друг-цирюльник, завкафедрой, мэр. Курчаткин не называет и место, в котором происходит действие. У себя в ЖЖ он пишет: «Я не думал о конкретной стране. Я писал фантасмагорию, которая навеяна атмосферой жизни вокруг».

Роман начинается с того, что герой получает «маляву», где сообщается: «Подозреваетесь. Чревато для вас. Докажите, что подозрения беспочвенны». К. пытается не обращать внимания на анонимку, но усиливающаяся концентрация неприятностей вокруг него свидетельствует, что странное послание вовсе не шутка: страдает микробизнес его родителей, разгромлен парикмахерский салон его единственного друга, начинаются проблемы у любимой девушки. Усиливается давление и на самого К., он получает новые и новые послания, все более угрожающего содержания, требующие от него покаяния. Несчастный герой, не понимающий, в чем ему каяться, предпринимает унизительную попытку оправдаться, посетив Службу стерильности, но и это не помогает. Не стану пересказывать большой роман, отмечу только, что на его протяжении герой все больше страдает от ужасов надвигающегося «обездвиживания». А ведь все мучения К. всего лишь из-за того, что он обычный, нормальный человек, умеющий чувствовать и размышлять. Обычный, как любой из нас, разве что  слишком нормальный для послушного механического функционирования в ледяной пелене удушливой стерильности.

В финале автор, не нашедший для своего героя выхода и спасения, прибегает к утешающему читателя, но совсем уж сюрреалистическому, абсурдному приему. К., всеми преданного и покинутого, забирает на свой сказочный корабль некий капитан, по всем признакам Стенька Разин. Нечто подобное Курчаткин уже проделывал когда-то с загнанным в угол персонажем романа «Чудо хождения по водам», которого, кстати, тоже звали одной буквой – В. Я понимаю писателя:  хочется спасти симпатичного героя (возможно, Курчаткин в каком-то смысле имеет в виду и себя, ведь фамилия писателя начинается с буквы К), да и читателю надо дать хотя бы иллюзорную, но надежду. К сожалению, никаких правдоподобных способов вытащить героя из гибельного, ставшего для него абсолютно чужим и враждебным мира, автор придумать не может... Мир, скатывающийся в мертвую стерильность, уже не изменить. В реальности никакого выхода для таких, как К., нет. И это страшно.

Санкт-Петербург



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1032
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
575
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1114
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
842

Другие новости