Павел Токаренко. Гвоздь – Севастополь: Шико, 2017. – 180 с. (Антология МиФа).
|
«Шуруп» и «Гвоздь»… Две книги. Два автора. Обе про армию, обе – фантастика. Но на этом сходство и заканчивается.
Начнем с «Гвоздя». Первые фразы заинтриговали, затем заинтересовали, а потом стало немного странно… Спасает только юмор, щедро вписанный в текст.
Условно книгу можно разделить на четыре части. В первой описывается рождение и детство героя. Детство у героя тяжелое, безрадостное, убивающее любого, но только не его… Описание дурдома может вызвать отклик только у тех, кто не знаком с темой. На страницах выведен недоумок, не умеющий и не понимающий ничего, однако обладающий гигантским интеллектом. И гениальный, но очень глубоко гениальный.
Во второй части – армия. Опять возникает вопрос: а служил ли автор? Если да, то должен знать, как решается вопрос с такими солдатами уже после первого же случая. А тут развлекуха в стиле «Солдата Чонкина»…
Потом сразу – Военная академия… И здесь в душевной беседе с адмиралом выкапывается гений… Такой поворот несколько озадачивает. Дальше кажущаяся притянутой за уши радужная картина с отличной учебой и успехами в моральной и физической подготовке.
Владимир Васильев. Шуруп. – Луганск: Шико, 2017. – 272 с. (Антология МиФа). |
Но когда в четвертой части герой начинает совершать подвиги, хочется воскликнуть: «Только не свадьба с принцессой!» Но именно свадьба! Женился!
Но несмотря на все замечания и явное следование стилистике «Чонкина», автор сумел создать добротную антиутопию… Ничуть не хуже «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Возвращения со звезд» Станислава Лема.
Здесь есть все, что характеризует это направление: дегуманизация, тоталитаризм, распад СССР… Ею пронизана вся книга, более того, основные повороты сюжета обусловлены именно развалом страны. Теория цветных революций здесь также описана, вскрыты их механизмы и даже есть намек, как с этим бороться. Это автор написал, явно опираясь на отличное знание материала.
В книге много аллюзий, отправляющих читателей и к революционерам прошлого века, и к дням сегодняшним, и прямая отсылка… к русским сказкам про Ивана-дурака.
Иван-дурак, начинающий от печки и грязной рубахи, проходит долгий путь до принятия царства и женитьбы на Василисе Премудрой. Заметьте, Иван-дурак все делает не так как надо, на беды не обращает внимания и идет к своей цели. Это отсылает нас к идее, что дурак – молодой жрец или скрытый царь, который путем жертв и показа своей неспособности к жизни откупается от богов и получает то, что принадлежит ему по праву рождения. А царь, который правит в это время, погибает или изгоняется, и это как раз и показывает, что он – подменная фигура, призванная скрыть от злых сил истинного царя. Ну а то, что женится он на Василисе Премудрой, тоже ясно, человек странный, умная жена не помешает…
Взаимоотношения героя романа «Шуруп» и его наставника напоминают отношения Ивана-царевича и Серого Волка. Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке. 1889. ГТГ |
Так что под флером стеба обнаружились антиутопия-предупреждение и русская сказка. Все это, как и легкость языка, помогает окончательно примириться с книгой. Особенно хорошо пойдет роман после тяжелого рабочего дня, для отдыха, слегка посмеяться.
Следующая книга – «Шуруп». За нее Владимир Васильев получил главную голосовательную награду конференции по вопросам фантастики «Роскон-2018». «Золотой Роскон» в номинации «Роман».
Читателя ждет качественно сделанная книга. От начала и до конца.
Мир проработан прекрасно. Знание психологии и армейских реалий на уровне. Описание будущего, причем космического будущего – удалось.
Здесь тоже можно провести условное деление, правда, не на четыре, а на три части.
Вначале – завершение учебы в академии и короткими флешбэками – отсылки к самой учебе. Желание вырваться из общего стада и проложить путь к звездам. При этом читатель успеет познакомиться и с товарищами героя, и с его начальством, и с надеждами на будущую службу.
Дальше служба. Не совсем так, как хотелось, но в более мощной конторе, чем у большинства его однокурсников. Здесь автор вкратце, но доходчиво изложил основные понятия передвижения в космосе, обрисовал положение героев, дал краткое, но полное описание быта и жизни.
Последняя часть, как в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», – подвиг. А точнее, работа. А именно: наметившийся первый настоящий контакт с неземной цивилизацией и много всего другого.
Здесь тоже есть второе и даже третье дно.
Васильев создал роман-утопию. После «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова, «Люди как боги» Сергея Снегова, «Магелланова облака» Станислава Лема, серии «Приключения Алисы» Кира Булычева мы потеряли этот жизнеутверждающий жанр. Утопия закладывает у читателя идеальный образ будущего, определяет приоритеты развития созидательных процессов.
На страницах книги встает Империя, которая шагает в будущее и отстаивает свои достижения. При этом мир «Шурупа» описан не менее жестким в социальной и самоограничивающей сфере, чем у Ефремова, хотя это может быть сразу и незаметно.
Империя возрождается и восстанавливается после полного распада и духовного опустошения. Из Империи ушли голод, безработица, многие болезни, но это достигнуто жесткими способами. Основная часть людей понижена в правах, не является гражданами и работает на благо Империи, получая взамен образование, медицинскую помощь, возможность отдыхать, путешествовать. Однако творить и изобретать они, как и большинство жителей Земли сегодня, не могут, а главное, не хотят. Поэтому все, кто не стремится к творчеству, к полету в неизведанное, так и останутся тем самым обществом потребления, которому предоставляется защита от бытовых и жизненных неурядиц, обеспечивается комфортное проживание.
Но для самых умных, смелых, предприимчивых, талантливых существуют социальные лифты, пройдя через которые они становятся гражданами, и перед ними открывается весь мир.
И здесь тоже есть четкая отсылка к русской сказке. На страницах «Шурупа» действует Иван-царевич, который имеет голову на плечах, верных друзей и любящую невесту, а главное – старшего друга, наставника, помощника. На память приходит пара Иван и Серый Волк. И если в начале книги Иван не понимает и не осознает, куда попал, то с появлением Волка все становится на свои места. И выбор пути, который он вынужден сделать (в сказке это придорожный камень, в романе – подпись под направлением на службу), в итоге оказывается более верным, чем у его спутников. К тому же это образованный человек с отлично развитым интеллектом и не маргинал, как его тезка-дурак.
С чем это связано? Да с тем, что Иван-царевич – фигура героическая, а Иван-дурак – жреческая.
Утопия и антиутопия. Сказка – миф – фантастика – реальность. Такая цепочка выстраивается. Так что различия между этими двумя произведениями не так уж велико, особенно для знающего читателя.
Симферополь
комментарии(0)