Теперь мы живем в мире, созданном блондинкой. Иллюстрация Pixabay
Начиная статью об авторах вроде Виктора Пелевина, трудно не поддаться искушению написать что-то вроде: признанный писатель, мол, исписался да погряз в самоповторах… И читатели удовлетворенно кивают. Ан нет, тут такой прием не пройдет. Книга действительно отличается от прежних произведений самого загадочного российского писателя. Нет, конечно, читатель найдет в ней целый ряд фирменных пелевинских приемов, но при этом здесь много нового.
Пелевин бывает угрюмый, а бывает весьма веселый. В последнее время в его творчестве преобладает угрюмость. Весь мир – страшная иллюзия, и выхода из нее нет… В «Непобедимом Солнце» мир тоже, конечно, иллюзия, но не такая уж и страшная. И в первую очередь это оттого, что героиня книги – девушка. Зовут ее Саша Орлова. В меру умная, в меру циничная. Бисексуальная. Она и спасает мир.
Женские персонажи у Пелевина – особенные. Он, похоже, не очень знает женщин. Или знает их несколько отстраненно. Поэтому в его книгах женщины оказываются особенно притягательными. Если мужские персонажи у него психологичны, то женские – архетипичны. Или даже символичны. Неслучайно первые полсотни страниц книги Саша размышляет о роли символов в ее жизни. Вспоминается героиня «Священной книги оборотня» – такая же симпатичная лисичка-оборотень…
Такое впечатление, что новая книга Пелевина навеяна некоторыми песнями и высказываниями другого мастера загадок и парадоксов – Бориса Гребенщикова. Ходят слухи, что они приятельствуют. По крайней мере, цитируют друг друга давно. Еще в «Чапаеве и Пустоте» герои слушают: «Восемь тысяч двести верст пустоты –/ А все равно нам с тобой негде ночевать». А строки Гребенщикова отсылают к Пелевину: «Можно бить, хоть разбей, в бубен верхнего мира,/ Только летчиков нет, и девушки танцуют одни». Оба с мистическим придыханием относятся к птицам…
Вот и к этой книге хочется составить саундтрек из песен Гребенщикова. И в первую очередь это будет «Слово Паисия Пчельника»: «Что ты рыдаешь, размазав паленую тушь?/ Лучше б ты пересекала в собачьей упряжке плато Гиндукуш/ Или тихо мурлыкала про Москву и Сокольники,/ Выпивая с шаманами в «Золотом треугольнике».
Вот и героиня «Непобедимого Солнца» в год своего 30-летия отправляется на Восток, в Индию. Ни много ни мало по приглашению самого Шивы. Ну а дальше все закручивается, как в песне того же Гребенщикова «Афанасий Никитин Буги, или Хождение за три моря – 2». Она путешествует по миру, заводит множество друзей всевозможных национальностей, скрывается от злодеев. И, конечно, проходит инициацию. Но не на зло, а на добро. Не такую, какую проходит персонаж дилогии «Ampir V» и «Batman Apollo». Она же женщина. Он призвана созидать. «Как молвил Паисий, иные грядут времена –/ Когда муж превратится в орнамент/ И всем будет править жена…» – поет Гребенщиков. А Пелевин вторит ему устами своей героини: «…Непобедимое Солнце нашего мира – это вовсе не какой-то черный камень, который то ли был, то ли нет. Это женщина. Такая, как я. Или Наоми, хотя у нее есть свои заскоки. Или ее сестра Эухения, у которой, к сожалению, ни одного заскока…Мы все спасаем наш мир. Спасаем его каждый день, просто вы не знаете. Даже тогда, когда рожаем детей…» А чуть раньше она сообщает «плохие новости»: «С этого дня вы живете в мире, созданном блондинкой»…
Ну, что ж… Мы уже оказывались в мире, созданном наркотическим бредом барона Юнгерна… Нам не привыкать. Будем жить в мире, созданном блондинкой.
комментарии(0)