0
1603
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.12.2021 18:58:00

Проза года. Ад бытия

Секс и боль в новой книге букероносца

Тэги: проза, ирония, букер, бунимович


49-12-3250.jpg
Александр Снегирев. Плохая
жена хорошего мужа. – М.: АСТ:
Редакция Елены Шубиной,
2021. – 384 с.
Александр Снегирёв – лауреат «Русского Букера». Снегирёв, дебютировавший в 2006-м как победитель премии «Дебют», с тех пор вырос, заматерел и покорил довольно разношерстный пул читателей, в котором есть и старшее поколение эпохи литературоцентризма (спасибо публикациям в толстых журналах), и модное, почти нечитающее поколение зумеров (спасибо проекту «Беспринципные чтения», в рамках которого тексты Снегирёва перечитали со сцены почти все знаменитые российские актеры). Сборник «Плохая жена хорошего мужа», с одной стороны, типичен для автора. Герой его рассказов, порой почти сливающийся с автором (главное – не поддаться искушению и не перепутать), попадает в дурацкие ситуации, влюбляется, блудит, страдает, сентиментальничает, злится, боится, любит, ненавидит, смеется, плачет. С другой стороны, в этом сборнике рассказы выросли в объеме и посерьезнели, что ли. То, что в предыдущих сборниках было добродушным, игривым хохотком, превратилось в истерику, в зловещий гогот умопомрачения и боли.

Впрочем, автор дает собственную характеристику в рассказе «Отчетливое желание»: «Несчастный одинокий голый человек со взорванным изнутри лицом. Несчастный одинокий голый человек, плачущий в роскошном номере с видом. Он открывает рот и кричит. Он открывает рот так широко, что глаза сдавило и губы в уголках натянулись до боли. Убогий, воющий, неподобающий, хрипящий, сипящий крик».

Если вкратце, «Хорошая жена плохого мужа» – про ад бытия. Тут мужчина тайно убивает будущего ребенка, потому что больше не выносит своей жены, ее ручных крыс, удавов и грязи, заполонивших некогда роскошную квартиру. Успешный писатель никак не может побороть убийственную зависимость от манипуляторши с кучей детских травм и сногсшибательными губами. Молодая вертихвостка на торжественном приеме у сластолюбивого иностранца обсуждает сжегшую саму себя журналистку… «Движешься от рассказа к рассказу, от сюжета к сюжету, от истории к истории и в какой-то момент вдруг замечаешь, что автор перестает прятаться за своими героями, вызывающими одновременно брезгливость и сочувствие, и на первый план выходит даже не альтер эго автора, как это принято и дозволено в литературе, а просто он сам, автор, человек – со всеми своими слабостями, комплексами, недореализованностью и фобиями представителя поколения сорокалетних. Жесткая ирония здесь сменяется столь же жесткой самоиронией» – пишет в предисловии Евгений Бунимович. А мы согласимся, содрогнемся и не пройдем мимо. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1961
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
2056
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
3307
Коты – они такие звери

Коты – они такие звери

Сергей Долгов

Женский ответ Фету, аппетитный снег и рулон разговора

0
336

Другие новости