0
2164
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.06.2024 20:30:00

Среди миров

Что такое фантастика нон-фикшен

Тэги: проза, фантастика


проза, фантастика Я такой большой и сильный, я смогу тебя защитить… Иллюстрация из книги

Как утверждают издатели, книга представляет собой антологию рассказов и повестей в жанре фантастики нон-фикшен. Что это означает? Авторы используют черты современной реальности и уже существующие достижения технического прогресса в качестве основы для художественного изображения возможных путей развития человечества.

То есть многое в книге узнаваемо, но это знакомое мгновенно превращается в невероятные образы и лихо закрученные сюжеты. С чудесами техники, космическими странствиями, искусственным интеллектом. И живыми чувствами, которые остаются неизменными из века в век. В таком сочетании просматривается развитие традиций золотой фантастической классики, такой как творчество братьев Стругацких и Рэя Брэдбери.

В повести Арти Александер «Полупёс», открывающей сборник, описана судьба искусственного пса не только с электронным разумом, но и с чувствами, эмоциями. Он обитает в магазине, где продаются всевозможные живые игрушки, не помнит прошлого, но мечтает встретить своего человека: «Я вижу, что стоящая по ту сторону моего магазинного бытия, маленькая и слабая… Я горю от желания стать ее щитом между ней и, если понадобится, всем враждебным миром… Я страдаю от бессилия, стыда за него и желания защитить ее. Ведь я такой большой и сильный, я могу. Я должен. Но ее глаза говорят мне совсем о другом, это она готова стать моим защитником…» В другом ее рассказе – «Хакон, сын Хакона» – люди далеко в космосе воссоздают мир с добродетелями традиционной жизни, ремеслами, общими праздниками. И суровостью к тем пришельцам, кто пытается эту размеренную жизнь нарушить.

В рассказе Елены Черкиа «Косиножка» действие развивается в двух временных пластах. Взрослый мужчина вспоминает о своей первой школьной любви. Она была так непохожа на остальных девчонок. И вскоре стало ясно, что она не отсюда: «…Я испугался. Но совсем не так, чтоб сперва сгоряча выбрал, а потом остыл и хоба… увидел. Нет! Испугался того, какой я дурной и слабый. И нафига я им там, а? У них океан на целую планету, и это ведь не просто огромная лоханка, в которую налили воду! Там и вода такая, вроде она – живой организм, вроде мы все там в огромных таких ладонях… Пусть звучит ерундово, но что делать, если именно так оно воспринималось». Но быть может, через много лет еще есть шанс на новую встречу?

21-14-11250.jpg
Космос не для всех: Антология.
Сост. Алекс Громов.– М.:
Терраарт, Амрита-Русь, 2024. –
512 с. (Terraart).
Мунован Муноди в рассказе «Двери галактик» размышляет о том, что люди погрузились в погоню за впечатлениями и совсем не задумываются, кто проложил когда-то первые пути в неведомые края: «Наверное, современные жители планет, на которых первыми побывали наши пра-, тоже этим особенно не интересуются. Это лишь история, которая уже не актуальна. Работа и отдых – два основных состояния цивилизованного существа. На остальное у большинства уже нет времени. А ведь у многих из них тоже были предки-первооткрыватели».

А действительно, есть ли во Вселенной те, кто похож – или совсем непохож – на нас? Кто и что ждет нас под новыми солнцами, о которых говорилось в древних преданиях? В рассказе Шамсии Джава «Земля нового Солнца» говорится об этом так: «Здесь много звезд, которых никогда не видели наши предки. Предки от нас далеко, и звезды тоже. Наши башни, устремленные ввысь, теперь возвышаются уже на нескольких планетах. И на них растут дети нашего народа, играя на тех местах, уже ставших для них родными. Вернутся ли они когда-то туда, откуда наши предки начинали свой путь?» Изменения человеческой натуры, поначалу объясняемые исключительно благими намерениями, способны привести неизвестно куда. Путь, начатый под влиянием случайного побуждения, – тоже. Как говорится, подумайте, стоит ли вам менять привычную планетарную твердь на неизвестное. Космос лишь возможность обновления для вас и вашего мира, но отнюдь не гарантия исполнения всех ваших желаний.

В повести Ольги Шатохиной «Места времен» мы видим картину мира, где путешествия сквозь «кротовые норы» в пространстве не только возможны, но и стали уже привычными. Там город-мегаполис простирается не только на много километров, но и на множество измерений. За тем, чтобы переходы были в порядке, следят специальные люди: «Вестибюль был темный, только ярко сиял витраж на дальней стене. На нем красовалась шестигранная гайка и прочие символы эпохи, когда казалось, что научно-технический прогресс способен коренным образом изменить человеческую натуру… – Куда вы идете? – донеслось из темноты. – Я знаю дорогу. – Сквозь темноту до стены. Пять шагов… здесь должна быть лестница в три ступеньки. Вот она. Теперь вперед, тут дверь, за ней крохотный предбанник с тусклым светильником и вторая дверь. Она ведет во всегда сумрачный двор-колодец. А дальше перебежать к следующему подъезду, стараясь не угодить в хронически существующую здесь темную лужу. Вроде, просто дождевая вода на позеленевших от времени и сырости камнях. Но кто ее знает…»

За долгое время их работа и странствия по бесконечному Городу превратились в рутину. Но однажды находятся те, кто хочет саму хрупкость такого мироустройства использовать для собственной выгоды. И вот устоявшийся мир в прямом смысле начинает рушиться. А значит, тому из смотрителей за «кротовыми норами», кто оказался рядом, надо срочно вмешаться. Вот так живешь, не слишком успешно и даже не очень счастливо, но наступает день, когда, кроме тебя – некому. И да, спасение мира не всегда выглядит как эпический подвиг с фейерверком и спецэффектами. Иногда оно происходит незаметно. На первый взгляд…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ты слишком любишь миноги

Ты слишком любишь миноги

Арсений Анненков

К 35-летию публикации романа Аркадия и Бориса Стругацких «Хромая судьба»

0
1806
«Финансист», но не Драйзера

«Финансист», но не Драйзера

Варвара Лялина

Леонид Подольский рассказал, как писал роман о 90-х

0
619
Переезжать не собираюсь

Переезжать не собираюсь

Марианна Власова

Денис Драгунский о своей любви к разговору с читателем

0
2000
У нас

У нас

0
217

Другие новости