0
439
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.12.2024 21:04:00

Это было форменное рубилово

Алексей Радов показывает, что абсурд не обязан быть смешным, но никак не может быть серьезным

Тэги: проза, абсурд


проза, абсурд Сейчас что угодно бывает в какой угодно таре. Александр Трифонов. Батарея. 1999

Проза Алексея Радова яркая, пестрая, вычурная. Вот что пишет о его новом романе поэт и литературовед Данила Давыдов:

«Условный «наивный» читатель может воспринять этот роман чуть ли не как политико-мистический триллер, в котором наличествуют мировая антикапиталистическая революция, разборки крупных бизнесменов, сложности любовных взаимоотношений на фоне социальных катаклизмов и превращение обыкновенных людей в сверхчеловеков из другого измерения. Но у этого условного «наивного» читателя, однако, могут закрасться подозрения, что дело здесь нечисто, что его дурачат или над ним издеваются. Концы не сходятся с концами, персонажи ведут себя немотивированно или исходя из абсурдной мотивировки, но эти неувязки не прячутся, а, напротив, всячески подчеркиваются. Однако же и пародией это назвать никак нельзя: есть некая интрига, есть линии персонажей, все всерьез и подробно расписано вплоть до хеппи-энда.

48-12-11250.jpg
Алексей Радов. Не себе:
Роман. – М.: Книжный дом
«Б.С.Г.-Пресс, 2024. – 328 с.
«Наивный» читатель в недоумении, но и умудренный критик тоже в некоторой растерянности».

И далее: «Герои действуют в весьма занимательных обстоятельствах, они претерпевают различные драматические повороты судьбы, им стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит». Давыдов сравнивает прозу Радова с текстами Леонида Добычина. Все верно. Проза Радова – это что-то среднее между Андреем Платоновым и Даниилом Хармсом. То есть как раз и получается если и не прямо Добычин, то писатель, так или иначе идущий по тому же пути. Пути непростому, сложному, но веселому и непредсказуемому. А судя по всему, как раз и есть то, что больше нравится Радову. Что ему хочется делать как прозаику:

«Это было просто форменное рубилово. Их прошивали автоматные очереди, резали ножи. Но ничего с ними не произошло (…)

– У тебя есть свои в грузоперевозках? – спросил Нелер Дезанова.

– Я максимум знаю производителя мороженого, – ответил Дезанов.

– А я знаю, кто может помочь! Берем КамАЗ, который возит кока-колу, и грузим на него сейф, – начала было Зина.

– Считаешь, они не заметят подмены? – Нелер сомневался в ее плане.

– Конечно, мы скажем, что там кока-кола, просто в такой таре. Сейчас кола бывает в любой таре…»

Сейчас что угодно бывает в какой угодно таре. Абсурд не обязан быть смешным. Но ему нельзя быть серьезным. 


Читайте также


Комитет Аполлона из сна помещика

Комитет Аполлона из сна помещика

Дарья Курдюкова

"Утопия и Ухрония" Елены Самородовой и Сергея Сонина в Московском музее современного искусства

0
629
Новогоднее поздравление никому

Новогоднее поздравление никому

Александр Балтин

В определенном возрасте громоздить цели и планы – это значит страдать болезненным оптимизмом

0
2783
Неискушенный зритель ничего не понял

Неискушенный зритель ничего не понял

Артем Пудов

Социальный анализ, барочные танцы и погоня за ускользающим полуостровом в романе-антиутопии Антона Рамова

0
2759
Диалог Абсолюта и Бездны

Диалог Абсолюта и Бездны

Корнелия Орлова

Клуб метафизического реализма отметил 20-летие

0
2611

Другие новости