0
3697
Газета Учения Интернет-версия

07.10.2011 00:00:00

"Центр" приблизился к окраинам

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин - заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: армия, одкб, учения


армия, одкб, учения На командном пункте учений.
Фото РИА Новости

Крупномасштабные учения «Центр-2011» оставили двойственное впечатление. Наряду с очевидными положительными сторонами в них были не менее очевидные странности. Тем не менее положительных сторон все же было больше.

Главной положительной стороной учений является сам факт их проведения. ВС РФ завершили ими цикл учений четырех новых округов (оперативно-стратегических командований). В 2009 году учения проводили Западный и Южный округа, в прошлом году – Восточный, в этом – Центральный. Если ВС не учатся, это означает, что они просто бессмысленно пожирают деньги из бюджета. Другой вопрос – чему именно они учатся.

ЕДИНЫЙ ЗАМЫСЕЛ – ОТ ПОЛЬШИ ДО КИТАЯ

Учения 2009–2010 годов были более или менее адекватны ситуациям на соответствующих ТВД. С учениями «Запад-2009» мы даже несколько перегнули: Польша и страны Балтии интерпретировали их как подготовку России и Белоруссии к агрессии против них (тем более тогда были очень свежи в памяти события августа 2008 года на Кавказе, которые в Восточной Европе восприняли как начало восстановления Россией «империи»). После этого в НАТО родился план обороны Балтии, обнародованный «Викиликсом» в прошлом году.

Впрочем, план этот настолько неадекватен, что порождает пушкинский вопрос: «Уж не пародия ли он?» Однако, чтобы совсем не доводить соседей до инфаркта, в этом году российско-белорусские учения «Щит Союза-2011», проходившие одновременно с «Центром-2011», были перенесены вглубь России (в Нижегородскую и Астраханскую области). Причем благодаря своей ашулукской составляющей они почти слились с «Центром».

Учения «Восток-2010», по сути своей, имели явно антикитайскую направленность, хотя прикрывалось это довольно абсурдной риторикой о «борьбе с террористами» (откуда взяться террористам к востоку от Байкала, причем массово применяющим бронетехнику и авиацию?). Впрочем, эти учения, несмотря на их беспрецедентный размах, показали, что сил для войны с Китаем у нас категорически недостаточно, о чем НВО писало в статье «Неадекватный Восток» (23.07.2010).

О нынешней геополитической ситуации в Центральной Азии и перспективах ее развития речь шла в статьях НВО «ОСК «Центр» против Центральной Азии» (22.10.2010), «Содружество на фоне соперничества» (18.12.2009), «ОДКБ притормозила у рубежей Киргизии» (25.06.2010). Ситуация эта крайне сложная, а перспективы не очень радужные. Поэтому возникли большие вопросы именно по поводу того, насколько адекватен этой ситуации сценарий «Центра-2011».

НЕМНОГО О РАССТАВЛЕННЫХ АКЦЕНТАХ

Очевидно, что основная угроза на Центральноазиатском направлении – это возобновление экспансии талибов на север после ухода из Афганистана войск США и НАТО в 2014 году. Не менее очевидно, что талибы двинутся на север не колоннами танков и БМП при поддержке авиации и артиллерии, а диверсионно-террористическими группами включая агитаторов-пропагандистов радикального ваххабитского ислама с целью перетянуть на свою сторону местное население, страдающее от нищеты, бесправия и гнета со стороны местных тоталитарных, глубоко коррумпированных режимов.

Для отражения такой угрозы классические ВС практически бесполезны. Единственное исключение составляют, по-видимому, ВДВ, которые у нас де-факто оказались силой, ориентированной на противопартизанские, антитеррористические действия. Десантники имеют большой опыт подобных войн и готовятся в значительной степени именно к ним.

Поэтому наиболее адекватным реальности эпизодом «Центра-2011» стали КШУ, проходившие на территории Таджикистана. На них отрабатывался сценарий вторжения в эту страну крупной террористической группировки с целью захвата власти. Для его отражения были задействованы КСОР ОДКБ, в частности – 98-я вдд ВС РФ во взаимодействии с силами МВД. К сожалению, именно этот эпизод учений оказался всего лишь КШУ, практически без задействования войск. В частности, 98-ю вдд представляла только оперативная группа.

Другие эпизоды учений вызывают гораздо больше вопросов. Например то, что происходило на полигоне Капустин Яр. Здесь наши войска совместно с группировкой ВС Казахстана сначала отражали авиационные удары противника, который к тому же применял средства РЭБ, а затем перешли в наступление. Перед началом наступления были проделаны проходы в инженерных заграждениях, затем в атаку пошли мотострелки и танкисты при поддержке артиллерии, ракет («Точка-У» и «Искандер») и авиации (бомбардировщиков, штурмовиков, вертолетов).

Впервые были применены новейшие РСЗО «Торнадо». Наступающих прикрывали ЗРК «Оса», «Бук-М1» и даже С-300В, причем зенитчикам пришлось сбивать высокоскоростные воздушные цели. В тылу противника тактически были высажены десанты из состава 31-й бригады ВДВ, которая была передана в оперативное подчинение командующему ЦВО.

Таким образом, отрабатывались классические боевые действия «армия против армии». Интересно, кто на них был нашим противником? У талибов нет авиации, средств РЭБ, они не будут строить инженерные заграждения. Они не повторят ошибки чеченских боевиков, которые в начале второй чеченской войны пытались воевать в стиле регулярной армии, удерживая территорию, в результате чего не просто потерпели полное поражение, но и утратили возможность вести полноценную партизанскую войну. Тогда сепаратисты надеялись, что Россия психологически сломается из-за больших потерь и давления Запада, а когда поняли ошибку, было поздно.

Талибам на это надеяться заведомо бесполезно, поэтому они будут воевать так, как удобно им, а не так, как удобно нам. Их руководители, несмотря на свою «пещерность», пожалуй, догадываются, что начни они воевать в классическом стиле – проиграют даже киргизской и таджикской армиям, не говоря уж о ВС России и Казахстана. Так что удовольствия «правильной» войны талибы нам не доставят. Соответственно, то, что происходило в Капъяре, напоминает поведение человека из анекдота, который искал деньги не там где уронил, а под фонарем, потому что там светлее.

Если же в ходе данного эпизода учений отрабатывалось отражение прорыва в Центральную Азию регулярных ВС Ирана, Пакистана или тем более Китая, то размер российско-казахстанской группировки был совершенно неадекватен данной задаче. Тремя бригадами против любого из этих противников даже в обороне много не навоюешь, какое уж там наступление!

СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ ОСУЩЕСТВЛЕННОГО ЗАМЫСЛА

Можно, конечно, предположить, что поскольку ЦВО является резервным для трех других округов, его войска учились вести классическую войну с расчетом на другие ТВД. Однако это маловероятно, так как данным эпизодом учений руководил штаб ЦВО, при этом российские войска взаимодействовали с казахстанскими, которые на наши западный или восточный ТВД уж точно не поедут.

Еще интереснее был эпизод учений на полигоне Оймаша в Казахстане, на побережье Каспийского моря. Туда совершила марш протяженностью 2,5 тыс. км 28-я мсбр из-под Екатеринбурга. Саму по себе такую переброску можно только приветствовать. В прошлом году мотострелки той же бригады в ходе учений «Восток-2010» перебрасывались аж под Владивосток, где получали вооружение на одной из местных БХИРВТ. Таким образом, это соединение приобретает крайне полезный, можно сказать, даже уникальный опыт. Но вот само по себе учение на Оймаше, где вместе с уральскими мотострелками воевали бригада морской пехоты и подразделения ВДВ Казахстана, проходило по крайне экзотическому сценарию.

Российско-казахстанская группировка совместно с кораблями Каспийской флотилии РФ и ВМС Казахстана и ВВС обеих стран отражала массированные авиационно-ракетные удары противника, высадку вражеского морского десанта и наземное вторжение механизированных колонн агрессора, целью которого был захват нефтяных месторождений. Затем были нанесены удары с моря и воздуха по корабельным группировкам противника. После чего уже российско-казахстанская группировка сама высаживала морской десант, а Су-24 и Ми-24 под прикрытием Су-27 подавляли ПВО и уничтожали артиллерию противника, который, разумеется, в конце концов был разгромлен.

Данный эпизод учений отдает некоторым сюрреализмом. Откуда в закрытом море-озере, единственный выход из которого (через Волго-Донскую водную систему) полностью контролируется Россией, возьмутся корабельные группировки противника, способные высаживать десанты, да еще и поддерживать их огнем с моря? И при этом данный загадочный противник нанесет также массированные авиационно-ракетные удары и осуществит наземное вторжение! Что это за страна? Неужели Иран? Других кандидатов здесь просто нет, потому что корабли некаспийских стран не могут попасть в Каспийское море без прямого разрешения России.

Но и иранский флот на Каспии на такие подвиги совершенно не способен. У персов здесь имеются один тральщик и несколько сторожевых катеров. Можно перетащить сюда из Персидского залива еще довольно много катеров (как сторожевых, так и десантных), но их боевой потенциал в любом случае будет практически нулевым. Два-три корабля Каспийской флотилии снесут подобную «армаду» без всякого ущерба для себя. Сухопутные войска и ВВС Ирана очень велики, но чрезвычайно эклектичны и весьма архаичны по составу. Главное, непонятно, зачем Ирану казахстанская нефть? Он в своей захлебывается.

Неоднозначен и чебаркульский эпизод учений, где отрабатывались действия при захвате группой террористов поселка на территории России. Хотя сам поселок освобождали те, кто это и должен делать – спецназ МВД, вместе с ними воевали 7-я танковая бригада ЦВО, мотострелки, которые использовались в роли десантников, собственно десантники из 98-й вдд, войска РХБЗ с ТОС-1 «Буратино», которая по своим ТТХ близка к ОМП, а также бомбардировочная и штурмовая авиация. Пожалуй, есть в этом некоторое, как говорится, «непропорциональное применение силы».


Копать окоп – непростая работа.
Фото РИА Новости

РЕЗУЛЬТАТЫ: СКОРОСТЬ ПЕРЕБРОСКИ И СКОРОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Впрочем, подвергать все эти странности слишком жесткой критике все же нет оснований. Объективно говоря, мотострелки, танкисты и тем более моряки для войны против террористов не очень приспособлены, для ВВС данная задача также может быть лишь побочной. С другой стороны, увы, может сложиться ситуация, когда им придется поддерживать войска МВД именно в борьбе с террористами, причем на российской территории. Поскольку вся наша нынешняя реформа делается исключительно методом проб и ошибок, придираться к очередным пробам и ошибкам особого смысла уже нет. И вообще войска ведь должны учиться, иначе они становятся просто паразитом, пожирающим народные деньги. Поэтому пусть лучше учатся иногда не совсем тому, чем вообще ничему.

Кроме того, как говорилось выше, ЦВО является резервным округом для трех других ВО. Поэтому его войскам, вполне вероятно, придется вести классическую войну на других ТВД. В связи с этим нельзя не отметить такого положительного момента учений, как отработка стратегических перебросок войск. Это касалось не только 28-й мсбр с Урала и не только 98-й вдд (из Иванова) и 31-й дшбр (из Ульяновска), но и двух бригад из Западной Сибири – 74-й из Кемеровской и 32-й из Новосибирской областей.

В условиях резкого сокращения обычных ВС при огромных размерах территории страны и разнонаправленности угроз очень важно научиться сосредотачивать силы на угрожаемых направлениях. Правда, надо понимать, что на некоторых направлениях (Центрально-Азиатское к таковым не относится) не хватит всех ВС РФ, если даже удастся собрать их в одном месте. Поэтому их нынешний размер приемлем только на переходный период, затем необходимо будет формировать дополнительные части различных типов и в немалом количестве.

Наконец, важным положительным моментом учений является отработка тесного взаимодействия ВС России и Казахстана. Эта страна является нашим важнейшим союзником, и не только в Центральной Азии. Наше геополитическое положение таково, что допустить потери этой страны мы позволить себе не можем. Особенно учитывая тот факт, что ОДКБ в целом является весьма проблемной структурой.

В ходе учений в очередной раз было отмечено отсутствие общей законодательной базы в странах – участницах организации для действий КСОР ОДКБ, разница в уставных документах их армий и, главное, практически полное отсутствие возможности быстро принимать решения на высшем государственном уровне путем согласования позиций семи президентов. Вполне может сложиться ситуация, когда Москва и Астана должны будут принимать совместные решения, не ожидая, пока «созреют» остальные пять стран (тем более что одна из этих пяти стран все больше напоминает в ОДКБ троянского коня).

Проблема межведомственной несогласованности у России имеется не только с членами ОДКБ, но и внутри. В учениях принимали участие подразделения МВД, МЧС, ФСИН, ФСКН. К сожалению, у всех этих структур свои средства связи, не сопрягающиеся между собой, свои системы графического отображения информации. И эту проблему мы уж точно должны решать сами. Только она почему-то не решается, хотя известно о ней давно. Учения ведь существуют для того, чтобы на их опыте учились. Не только военнослужащие, но и государственное руководство. Как правило, именно оно оказывается самым плохим учеником.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
962
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1471
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1100
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1070

Другие новости