0
2786
Газета Маcскульт Интернет-версия

15.03.2001 00:00:00

Тайные танцы чисел

Тэги: Ценова, числа, тайна, Губайдулина


Ценова В.С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной: Монографическое исследование. - М.: Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского, 2000, 200 с., нот.

СВЯЗЬ музыки с математикой - одна из древнейших. В самом широком смысле можно сказать, что весь мир - это музыка, потому что музыка - это математика. На подчиненность музыкальных структур математическим законам люди обратили внимание не одно тысячелетие назад. Профессиональные музыканты первых веков нашей эры, получавшие образование по "квадривию", четверке "высоких" математических наук, в число которых входила и музыка, были очень хорошо знакомы и с математикой, и с геометрией, и с астрономией, изучая труды Никомаха, Евклида и в чуть более позднее время Боэция. (Последнее имя в этом ряду наводит нас на мысль о глубинных связях не только между математикой и музыкой, но и о связи двух последних с богословием.)

В течение практически всего средневековья музыканты пользовались числовыми закономерностями, в том числе знаменитыми "числами Фибоначчи", для придания своим произведениям геометрической стройности. Интересно то, что периодом наибольшей удаленности от "научно-художественных" установок музыкального искусства стала как раз Венская классика. Не случайно в трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" четко выражено негативное отношение к позиции Сальери, который "поверил алгеброй гармонию", будучи, как выясняется, хранителем древних традиций и знаний, в отличие от венского классика Моцарта.

Двадцатый век снова заставил композиторов обратиться к математике. Уже Стравинский и Скрябин снова стали экспериментировать с "числами Фибоначчи" и пытаться выстроить художественную форму в соответствии с пропорциями так называемого золотого сечения. В 60-е годы на сцену истории музыки вышли такие композиторы, как Эдисон Денисов, в буквальном смысле пришедший в музыку из математики, и София Губайдулина, которые "научно доказали" неправоту негативистского отношения Пушкина к музыке, проверенной законами математики и астрономии.

С начала восьмидесятых годов прошлого века и по сей день София Губайдулина называет все свои произведения "аналитическими этюдами", экспериментируя с цветом, звуком и ритмом. На ритм Губайдулина всегда обращала особое внимание, как, впрочем, почти все композиторы XX века, и не только академисты. Однако ритм в понимании Губайдулиной, лучше даже сказать, в мироощущении, - это совсем другое и гораздо более широкое понятие, чем в джазе или в роке и во всей афро-американской современной музыкальной культуре. Более того, Софии Губайдулиной принадлежит собственная концепция истории мировой музыки, с присущим ей строго научным подходом выраженная в трех таблицах, которые к тому же представляют собой кольцо. Эту концепцию автор данной монографии Валерия Ценова называет "Три дерева Губайдулиной". Здесь сразу хочется обратить внимание читателя на общность использования лексико-семантического варианта слова "дерево" в концепции Губайдулиной и в компьютерном программировании. Три основные составляющие музыкальной ткани (гармония, мелодия, ритм) уподоблены композитором трем основным составляющим дерева (листья, ствол, корни). И если до XVII века корнем является мелодия, а ритм только стволом, то в музыке XVII-XIX веков корнем становится уже гармония, стволом - мелодия, а ритм смещается в область листьев. Музыкальное дерево XX века выглядит так: листья - мелодия, ствол - гармония, корень - ритм. Само собой разумеется, что к эстрадной музыке это не относится ни в коей мере, поскольку ее основой, как и пятьсот лет назад, по-прежнему является песня со всеми вытекающими отсюда соотношениями листьев, корня и ствола. Однако, учитывая, что концепция Губайдулиной - это кольцо, а передовая современная поп-музыка давно уже использует чуть ли не более серьезные технические средства и математические расчеты, чем музыка академическая, да и разница между отдельными произведениями, условно относимыми к "поп-культуре", и произведениями, не менее условно относимыми к современной элитарно-академической музыке, исчезает на глазах, можно сделать вывод, что XXI век - это уже новая эпоха, по сравнению с веком минувшим. И в соответствии с кольцевой концепцией Губайдулиной, первый круг благополучно пройден. Хотя, конечно, мелодия, гармония и ритм претерпели такие колоссальные изменения, что, несмотря на возврат к средневековому соотношению этих элементов, сумма выглядит уже совсем иначе, ибо под X, Y и Z, подставленными в старое уравнение, скрываются уже качественно иные величины.

Огромный вклад в изменение, а точнее, в обновление (тоже почти компьютерный термин) понятия ритма как такового внесла и София Губайдулина. Новизна ее ритмической концепции состоит прежде всего в том, "┘что она выдвигает на первый план важнейшую проблему самого коренного свойства музыки - времени как такового. В каждом из своих произведений последнего десятилетия Губайдулина создает "индивидуальный ритмический проект" (ИРП), хотя и типологически единый".

Безусловно, числовые аспекты творчества великого композитора наших дней не являются единственной и основной составляющей ее творческой индивидуальности. Сама София Губайдулина говорит об этом так: "┘обязательно должна быть структура, обязательно должна быть сильная, волевая формальная работа при ужасающем, беспощадном душевном переживании".

Автор книги пытается расшифровать эту мысль: "┘ числовые структуры, в конечном счете, предельно экспрессивны, только экспрессия эта не непосредственно чувственная, а скрытая. Возникает аналогия с архитектурным строением старинных соборов. Нередко в их основу был положен крест, и на нем покоилось все здание. Этот крест метафизически освящал храм, но не был виден; ощутить и пережить его можно было только духовно".

Софии Губайдулиной удается "поверить гармонию алгеброй", и здесь, в который раз, происходит обыкновенное чудо. Выясняется, что чувство - это всего лишь число, но и число иногда может быть чувством, потому что мир един. &

Книга предоставлена для рецензии московским магазином "Летний Сад".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
1049
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
1208
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
1421
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
500

Другие новости