0
2401
Газета Маcскульт Интернет-версия

19.04.2001 00:00:00

Дмитрий Шостакович. Правда о музыке жизни

Тэги: Шостакович, между, мгновение, вечность


Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи. - СПб.: Композитор (Санкт-Петербург), 2000. 920 с., илл.

В третьем номере "Ex libris НГ", вышедшем в январе нынешнего года, мы уже упоминали об этой знаменательной книге, хотя и достаточно скромно. Сегодня наконец пришло время рассказать о ней поподробнее. Несмотря на то что книга пользуется несомненной популярностью (почти сразу после выхода в свет, в конце 2000 года, она почти мгновенно оказалась в руках у многих поклонников музыки Шостаковича), все-таки пока еще она продается в книжных магазинах, а тех, для кого она могла бы представлять интерес, значительно больше, чем уже насладившихся этим изданием. Это неудивительно. Интерес к Шостаковичу как у нас, так и за рубежом всегда был огромен, о чем явно свидетельствует количество статей, написанных западными музыковедами и помещенными в этой книге. Это и Ричард Тарускин, преподаватель музыкальной академии в Беркли, со статьей "Шостакович и мы", и Дэвид Фэннинг из Манчестерского университета с остроумным исследованием прижизненной популярности Шостаковича как социального феномена, озаглавленным "Современный мастер до-мажора", нью-йоркский музыковед Лорел Э.Фэй ("Шостакович против Волкова"), поднимающий вопрос о подлинности опубликованных Соломоном Волковым мемуаров Шостаковича, и некоторые другие.

Значительную часть книги составляют дневниковые материалы, среди которых особенно выделяются дневники Максимилиана Штейнберга, учителя великого композитора, а также зятя Николая Римского-Корсакова. Парадоксально, что сейчас кроме этих двух фактов о Штейнберге практически никто ничего не помнит, в то время как в 1920-1940 годы его собственные сочинения с успехом исполнялись и издавались не только в СССР, но и за его пределами. Читая эти записи, весьма интересно наблюдать, как меняется в процессе творческого роста ученика отношение к нему учителя, начиная с первой записи о том, что "┘Митя начинает писать в левом стиле", и заканчивая высказыванием Штейнберга о Симфонии Иосифа Финкельштейна и, в частности, о своем ощущении явного влияния музыки своего ученика Шостаковича, который к 1940 году уже является признанным классиком.

Популярность действительно пришла к Шостаковичу очень рано. К моменту написания своей первой оперы "Нос" по одноименной повести Гоголя на либретто, написанное самим Дмитрием Дмитриевичем в соавторстве с Евгением Замятиным, премьера которой состоялась в 1927 году, когда Шостаковичу исполнился 21 год, он уже был широко известен не только в Советском Союзе и не только как зрелый композитор, но и как пианист-виртуоз. Еще некоторое время он принимал участие в международных конкурсах исполнительского мастерства, но к концу двадцатых годов сделал окончательный выбор, исполняя впоследствии только собственные сочинения. Кстати сказать, лучшим исполнением его фортепианных концертов по-прежнему остается авторское. Дирижировать своими произведениями Шостакович также предпочитал сам, а если в силу обстоятельств это не получалось, то до конца жизни старался не пропускать концертов с исполнением его музыки.

Он действительно был универсальной творческой личностью. Его талант не ограничивался талантами прекрасного пианиста, дирижера и композитора, работающего практически во всех жанрах - от симфоний до эстрадных песен (достаточно вспомнить знаменитую "Родина слышит, Родина знает┘" или песню "Фонарик", не говоря уже о знаменитой Симфонии # 7, до-мажор, получившей впоследствии название "Ленинградской"). Дмитрий Шостакович опять же предпочитал писать либретто для своих опер и оперетт самостоятельно, в крайнем случае в соавторстве. Ему не нужны были "помощники" - он отлично справлялся со всем сам! Был он также и замечательным педагогом. Среди его учеников Георгий Свиридов, Карэн Хачатурян и многие другие.

Значительная часть музыковедческих материалов, опубликованных в этом сборнике, посвящена проблеме сочетания двух прижизненных статусов Дмитрия Шостаковича: признанный во всем мире гений и┘ "государственный" композитор в стране с тоталитарным режимом. В самом деле вопрос о том, как в рамках одной творческой личности уживались, скажем, "24 прелюдии и фуги" с явной отсылкой к классическому труду И.С. Баха и выглядящие в этом смелом соперничестве вполне конкурентоспособно и кантата "Песнь о лесах" или Тринадцатая симфония под названием "Бабий яр", написанная на слова Евгения Евтушенко, остается открытым для обычного человека. С другой стороны, будучи "государственным" композитором, Шостакович в 1949 году, в разгар борьбы с "формализмом" в искусстве, пишет прямо-таки хулиганское сочинение, естественно, на собственное либретто - "Антиформалистический раек", в котором описывается некое заседание специальной комиссии по решению данного вопроса и где председатель с нарочитым грузинским акцентом исполняет свою арию на мотив знаменитой "Сулико".

Настоящая дискуссия развернута в этой книге о кажущейся доступности (жалко, что ничего не сказано о кажущейся недоступности) музыки Шостаковича. Эта проблема освещается с разных сторон.

Так, например, Валерий Сыров в своей статье "Шостакович и музыка быта" в основном размышляет о бытовых жанрах как таковых, пытаясь апеллировать к общей истории музыки и вспоминая о подобных тенденциях в творчестве Баха, Моцарта, Бетховена и Чайковского. Говоря непосредственно о Шостаковиче, Сыров пишет: "Композитор продемонстрировал широкие возможности раскрепощения музыкального мышления за счет привлечения первичных жанров и жанровых пластов. <> ┘каждый из представителей нового поколения - Щедрин и Шнитке, Денисов и Губайдулина - отразил шостаковическое влияние по-своему, продолжая линию либо пародирования, либо ассимиляции-претворения (или же интегрируя их, как то делал и сам Шостакович)".

Американский музыковед Дэвид Фэннинг, уже упоминавшийся мною в этой рецензии, резюмирует свою статью "Современный мастер до-мажора" еще более лаконично: "Достижение Шостаковича заключалось в том, что, используя простейшие музыкальные элементы, он значительно обогатил спектр их ассоциаций".

Начинается же его работа и вовсе с приведения высказывания Шарля Гуно, адресованного последним, хотя и не в адрес Шостаковича, но, видимо, лишь потому, что сам Гуно жил на столетие раньше: "Только Бог сочиняет в до-мажоре!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1893
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4525
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2467
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2821

Другие новости