Алексей Тимофеев. Покрышкин. - М.: Молодая гвардия, 2003, 524 с. (ЖЗЛ).
"Весной 1943 года на Кубани взошла грозная звезда одного из самых доблестных воинов в истории Руси. Александр Иванович Покрышкин стал легендарным героем, сыграв первую роль в разгроме германских люфтваффе. Это не громкие слова, не преувеличение. Это - истина". Вот так, с самого начала повествования Алексей Тимофеев предлагает читателю верить ему на слово. Но при этом и сам автор целиком полагается на читательское чутье, способное, по его мнению, определить, где дифирамбы исполняются фальшиво, а где глаголет сама справедливость. И гордость охватывает, и верить хочется во все то, что попрано постыдным для России настоящим. Тем не менее автор не просто бросает нас в пучину страстей, но твердой поступью историка выводит на берег документа и факта. Алексей Тимофеев как историк отмечает, что свой вклад в победу 1945 года внес и император Николай II, и его царственный родитель Александр III, а еще бывает так, что на страницах книги, в дыму пожарищ, нет-нет, да и сверкнет кривая татарская сабля, а среди воя сирен вдруг услышишь тревожное ржание Сивки-Бурки. Такие отступления в героическое и мифологическое прошлое нашей родины, по мнению автора, особенно необходимы именно сегодня, когда для многих россиян некогда славные имена - пустой звук, когда былые победы России разворовываются, когда на вершине власти оказываются сомнительные люди, которых в детстве не приняли бы в свои ряды юные покрышкинцы - есть, оказывается, такая организация на Кубани.
Алексеем Тимофеевым собран богатый материал, позволяющий обозревать панораму минувших событий не только с земли, но и с воздуха, и даже - благодаря исключительной авторской фантазии - из космоса. Выслушав мнения немца, американца и русского, мирного обывателя и солдата, "отца народов" и отца Сергия, читатель может рискнуть произвести собственный "разбор полетов".
Само появление на свет величайшего в истории военной авиации летчика Алексей Тимофеев склонен относить к некоему чуду: 6 марта 1913 года на заседании VII воздухоплавательного отдела Императорского русского технического общества выступил с докладом о результатах своей пятилетней работы родоначальник мировой тяжелой авиации Игорь Иванович Сикорский; по православному календарю - это день иконы Божией Матери "Благодатное небо"; и, наконец, того же 6 марта 1913 года в Новосибирске (тогда Новониколаевске), в самом центре России родился мальчик - талантливейший из защитников небесных просторов родины. А если учесть, что 1913 год - вообще год взлета русской авиации, то сама собой появляется мысль: воистину Покрышкин был ниспослан России самим небом. В книге четко прослеживается параллель между богатырем в летной куртке и Ильей Муромцем; боекомплект самолета - "стрелушки каленые"; былинному богатырю не страшна была смерть в бою, и героя XX века берегла в сражении "незримая сила". Взять хотя бы "лендлизовский" самолет - истребитель Покрышкина Р39 "Аэрокобра", - разве не напоминает эта смертоносная "крылатая змея" сказочного Змея Горыныча? Кстати говоря, сам "сталинский сокол" то ли ласково, то ли снисходительно называл свою американскую "кобру" не иначе как "кобрятка". Среди иностранных наград маршала авиации имеется и медаль за отличную службу в армии Соединенных Штатов.
"Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!" Даже удивительно, как немецкому командованию не пришла в голову мысль наградить советского истребителя-рекордсмена, ведь немцы открыто признавали за ним первенство в воздухе. "Меня мог сбить только Покрышкин!" - с гордостью заявляет пленный немецкий пилот. Такое поражение считалось почетным в люфтваффе. Покрышкинскую "кобру" немцы знали "в лицо" и разлетались кто куда, стоило ей обозначиться в небе.
В книге приведен уникальный фотоматериал, воспоминания однополчан покрышкинцев и единственной и неповторимой супруги героя, его собственные мемуары и некоторые официальные бумаги. Книга поделена на три части: довоенную, войны и послевоенного времени, но герой ее со временем не меняется. Действительно, о каком развитии может идти речь, когда в виду имеется истинный героизм. Война ломает все, и в первую очередь людей, и только героям ломаться несвойственно. Вот и Покрышкин у Тимофеева летуч, но постоянен, и подвиг для него не только и не столько в лобовой атаке, а в самой жизни. Война для автора книги это все-таки что-то наносное, надежное, но временное испытание духа и души человеческой. И, пожалуй, главная и самая верная характеристика Покрышкина как человека дана на последних, сугубо мирных страницах книги: "Александр Иванович очень любил цветы┘"
Высоко-высоко в небе есть неприметная невооруженному глазу планета, носящая имя Покрышкина, а на планете Земля благодарными людьми выведен особый сорт ириса - "Маршал Покрышкин": "Этот сорт ириса имеет цветы редкой кремово-розовой окраски, устойчив к дождю и ветру, зимостоек, обладает нежным, приятным ароматом┘"