Виктория Полищук словно обращается к близким из краев нездешних. Фото из архива Рады Полищук |
витражи моей души.
Тихий окрик, чья-то песня,
шорох, музыка чужая,
синь и даль, огни в ночи,
окна в зеркалах проплыли,
отражая день и тень,
лица, звезды, впечатленья –
мимолетные виденья,
отсветы моей судьбы.
Я очнусь от летаргии,
отражение увижу:
вздрогну, будто бы во сне –
мир иной открылся мне.
Будто сейчас сказала, оттуда уже, из краев нездешних. Она его предчувствовала, «иной» мир… Теперь он открылся ей. Пусть будет теплым, светлым, добрым, пусть впустит в себя и окутает любовью, нежностью и покоем, пусть слушает любимый 23-й концерт Моцарта и другую умиротворяющую душу музыку, звучавшую в ней и вокруг нее всегда…
* * *
Моя сестра Виктория – филолог, а я – писатель. Я – инженер по образованию, а она рисует невероятной сложности композиции, где многомерное пространство не взрывается, а странным образом гармонизируется неожиданным, порой немыслимым сочетанием красок. А она смущенно говорит: «Не представляю, как это у меня получилось, ведь в школе я так и не сумела понять, что такое стереометрия. Прямая линия – предел моего пространственного воображения».
Нет, не предел. Не предел. Ее фантазия безгранична. Да и не фантазия это вовсе.
Это мир, в существование которого веришь, так неистово выплескивается он «потоками неразгаданных миров» на бумагу, холст или картон, пишет ли она свои «строки» или картины. Из бездонных глубин мироздания – в слово, в строку, на плоскость, не теряя глубины и бесконечности. Не важен материал, не имеет значение – чем воспроизведен. Изображение и строчка живут своей жизнью.
А она с тех пор, как пережила это впервые, живет в ожидании.
* * *
К горлу подкатывает вдохновение.
Оооо! Как любит она эти мгновения предвкушения. Ждет их долго, бесконечно долго, отчаиваясь, впадая в депрессию, глотая таблетки, срываясь на всех, как цепная собака, по поводу и без – как это все мучительно, на грани всех человеческих возможностей...
И вдруг – откуда-то из неведомого, из ничего накатывает легким шелестом, переходящим в рокот, еще не слышная, но уже музыка – музыка надвигающегося чуда. Обостряются все ощущения, мир переворачивается, обволакивает волшебным теплом, дрожь пробегает волнами по всему телу – хочется кричать, смеяться и плакать одновременно. И умереть – чтобы это никогда не кончилось. И жить – чтобы повторялось с начала.
О! Она знает эти мгновения. Безошибочно распознает и шепчет, едва угадав, – спасибо, Господи, спасибо!..
На белый картон падают тяжелые красные сгустки, она размазывает красное пальцами, погружая их в вязкое месиво, и мнет, и давит, как живую плоть, податливую, мягкую, беззащитную.
Красным – по белому, еще и еще. И волнение не отпускает, нарастает крещендо и останавливается – трепещет, пульсирует, покалывает в кончиках пальцев и холодит до озноба или обжигает огнем, не различить.
Сама вся – в красном: лицо, руки, волосы, шея, на полу – лужа, на стуле – пятно, и телефон весь красный от ее пальцев, повсюду оставляет кровавые отпечатки.
Отхлынывает потихоньку...
Смотрит только на картон, где это чудо – красным по белому. Только на картон.
Как жаль, что отступает, жди теперь невесть сколько. Такое может и не повториться.
Конечно, она не раз так думала. Но такое – может не повториться никогда. Жаль, что отступает. Страшно, пусто, и – ничего не хочется.
Нет сил. Больше нет никаких сил.
* * *
Только бы повторилось – неистово, испепеляюще, опустошительно.
Яркие сполохи цвета крутого замеса, рези в глазах успокаивает размытая слеза акварели.
Видение? Миг? Недосказанность? Миражи? Или четкий дактилографический отпечаток души:
Откликнувшись на робкий
тихий шепот,
Я выхожу из тьмы...
Слова пульсируют, как блики цвета, сбиваясь в строки:
Ночь нежна – цитата
без кавычек,
Филология – в основе бытия.
Уносясь обманной каруселью,
Все смешалось – сны
и наважденья,
И ночные и дневные бденья,
И уход в безумство ярких
красок,
В мир страстей,
в провалы пустоты.
Только ночь, подмена дня,
Мчится, нарушая все законы.
Прерывистое дыхание усталого, неутомимого сердца:
Растерзанной жить не хочу...
Вытяну в тонкую нить
обрывки разбросанных струн,
что в силе душевной
моей собрать
и соткать воедино,
что в воле, подвластной Тебе,
набело, наново сделать.
Зачем? – лишь осталось
вдохнуть
и – выдохнуть влажный комок
вконец обессиленной плоти.
Неутоленного мира:
Я забрела случайно в этот мир,
И он ответил тем же...
Зыбкие строки, аритмический рисунок которых напоминает тревожную кардиограмму. Диагноз – жизнь. Исход неизбежен:
Черта предельная,
мечта заветная,
Узор таинственный
иных миров,
Задача сложная,
задача грешная –
Уйти в забвение,
не тратя слов.
Картины и строки, изображение и слово – извечное. Вечное. Из ниоткуда пришли. И уйдут в никуда. Как ты, как я. Как художник, поэт. Как все. Только кому-то дано сказать:
Томительный был день –
Окутанный чужими страхами,
Виденьями несбывшихся ночей,
Пугливой тишиной раздора, –
И отошел без капли сожаленья.
Кому-то дано нарисовать черные цветы печали рядом с неистовыми цветами надежды, клубок которой как путеводная нить для метущихся и несмиренных.
А Виктория, сестра моя, даже не представляет, как это все у нее получилось.
комментарии(0)