Фильмография Вадима Абдрашитова насчитывает с десяток фильмов, однако скромной ее никак не назовешь. Их тандем в то время с еще не попробовавшим себя в режиссуре сценаристом Александром Миндадзе в художественном плане, смысловом и визуальном, был и своевременным, и как будто опередившим это время, высказывания – актуальными и одновременно пророческими. А значит, вечными.
Во ВГИК, на режиссерский факультет, будущий кинематографист поступил, отучившись в Московском химико-технологическом институте им. Менделеева. Еще до защиты диплома Абдрашитова, к тому моменту снявшего дебютную короткометражку «Остановите Потапова!» по рассказу Григория Горина, пригласили работать на «Мосфильм». Там он познакомился с будущим бессменным соавтором Александром Миндадзе.
Их творческий союз нельзя назвать совместной работой режиссера и сценариста – такое определение будет слишком простым. Схожий взгляд на кинематограф и постоянные совместные поиски киноязыка, формы, цели. Начав работать в разгар застоя, в середине 70-х, Абдрашитов в своих первых работах, производственных и судебных драмах «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис», «Остановился поезд», рассказывает истории людей, попавших в жернова системы и оказавшихся перед морально-этическим выбором – одно неразрывно связано с другим, внешнее, по инерции, принятие советского сталкивается с внутренним сопротивлением, развитием критического мышления, зарождением нового, стремящегося к свободе сознания.
Предперестроечный этап творчества Абдрашитова и Миндадзе – три едва ли не самые значимые фильма их фильмографии – «Парад планет», «Плюмбум» и «Слуга». Сюрреалистические, метафорические, даже фантастические в сравнении с предыдущими – по сути, те же герои, но в новых обстоятельствах, описать которые в ту эпоху языком соцреализма было уже невозможно. Вышедший в 1991 году «Армавир» – про символичное крушение пассажирского судна, последующие «Пьеса для пассажира» и «Время танцора» – так или иначе про поиски себя в новом пространстве и времени. Последний фильм Абдрашитова «Магнитные бури» вышел после шестилетнего перерыва, уже в 2000-х – сновидческий, тревожный, еще более ирреальный. Или попросту про совсем другую реальность, но все тех же людей.
«НГ»