Фото Игоря Иванко / Агентство «Москва»
Театральные работы Римаса Туминаса еще при его жизни стали огромной, неотъемлимой и недосягаемой частью живой энциклопедии современного русского театра, которая пишется сегодня на глазах у зрителей. Когда два года назад Туминас был вынужден покинуть Россию, это уже была невосполнимая потеря. Теперь потеря окончательная – без надежды когда-либо увидеть новую работу мастера.
Литовец по рождению, Туминас обрел азы профессии в русском театре - в 70-е годы он приехал в советскую Москву учиться в ГИТИС после Литовской консерватории, и так и остался здесь душой. Он прекрасно говорил по-русски, но с особенным литовским акцентом, - говорил всегда подробно и неспешно. Неслучайно Вахтанговским театром издана стенограмма его репетиций «Войны и мира», последнего московского спектакля, - его репетиции не были техническими, это был монолог мудреца, не только о театре, но - о философии жизни, ее предназначении.
Несмотря на то, что на родине он основал в Вильнюсе собственный театр, где плодотворно работал со своей труппой, а затем и на мировых сценах и в академическом театре Литвы, в начале 2000-х годов он принял предложение возглавить именно московский, Вахтанговский театр, который вел затем почти 15 счастливых лет. Именно с русскими артистами его европейский стиль раскрылся до невиданных глубин театральной метафизики. Литовец, который стал одним из главных провозвестников русского психологического театра, вернул арбатскому театру дух жизни и творчества. И подарил так много, что к счастью, труппа получила от него богатое наследие – не только его спектакли, которым дарована, хочется надеяться, еще долгая жизнь, но впрямую его учение, воспитавшее уже несколько поколений молодых актеров и режиссеров, которым будет к чему стремиться.
Больно, что уходил из жизни Римас Туминас добровольным изгнанником. На фоне произошедших событий он был вынужден покинуть Россию, которую искренне и глубоко полюбил; был в последние два года отстранен, по сути, и от работы на родине.
Фото Елизаветы Авдошиной |
«Театр – это красивый сад. Для выращивания этого сада не нужны звезды сцены, нужны просто хорошие и совестливые люди. Их наличие – половина театра. Вторая половина – наша ежедневная борьба со смертью, которую мы тщетно пытаемся от себя отодвинуть», - так говорил режиссер.
Фото Елизаветы Авдошиной |
Театр Туминаса – это театр бытийных тем. Жизнь и смерть. Любовь и прощение. Свобода и воля. Ответственность и долг. Преступление, страдание и искупление… Его спектакли невозможно красивы и элегичны североевропейской, не обжигающей, но завораживающей пепельной красотой. «Сегодня предают красоту, а я возвращаю… Возвращаю невозможную красоту», - так он говорил, стремясь уравновесить безупречность формы и вневременную актуальность содержания, эстетику и этику в театральном произведении. Но рассуждая в театре о самых непростых и невеселых вещах, Римас Туминас никогда не терял юмора, иронии. Он был оптимистом и гуманистом. Не отрекался от надежды и веры в человека, в его бессмертную душу и высокие помыслы.