0
2363
Газета Москва Интернет-версия

15.07.2010 00:00:00

Вентиляционные дыры

Лев Купершмидт

Об авторе: Лев Аронович Купершмидт - архитектор.

Тэги: москва, архитектура


москва, архитектура Возле входа на станцию «Третьяковская».
Фото автора

На Красной площади несколько лет назад появились небольшие теремочки, выкрашенные в серое. Они расположились на тротуаре около Исторического музея и хорошо просматриваются. Их формы сродни дачным сараям и в пространстве главного объекта культурного наследия страны неуместны.

Теремки эти совсем не редкость в ландшафтах современной столицы, их можно видеть на улицах и площадях, везде, где проходят инженерные коллекторы. Горожане видят и спотыкаются о них на Манежной площади, на Моховой, Кузнецком Мосту и в других местах. Десятки зеленых и серых конурок, сделанных на скорую руку, являются вентвытяжками.

Однажды мы с приятелем прогуливались по Большой Дмитровке. Я показал ему последние архитектурные изменения – вентобъекты, появившиеся в ходе реконструкции Дмитровского коллектора. Большинство из них были простой дачной формы, за исключением двух, имевших навершия в виде клумб. Видимо, последние делали по архитектурному проекту, остальные делали без него. Хозспособом.

Хотя все знают, что в городе все объекты, начиная с крупных градостроительных комплексов и заканчивая локальными художественными решениями, должны выполняться по проектам архитекторов, многое в городе строится так называемым хозспособом. Как, например, технические объекты, о которых здесь идет речь. Строители должны укладываться в срок и не успевают заказать архитекторам художественные чертежи.

Около входа на станцию метро «Новокузнецкая», на Кутузовском проспекте, в других местах стоят вентобъекты метро, похожие на остатки голливудского киберпанка. Сооружения до 6 метров высотой, они активно влияют на окружающее их пространство своей недоделанностью. Очевидным образом контрастируют с ними замечательные композиционные решения, основанные на теме вентобъектов метро, например, в районе монумента Кириллу и Мефодию на бульваре вдоль Лубянского проезда, Строгинском и Цветном бульварах.

Средовое поведение вентобъектов было выявлено в результате художественного мониторинга, проводимого автором этих строк в течение нескольких лет по личной инициативе. Следует отметить, что современные нормативы предусматривают плановый осмотр (мониторинг) зданий и сооружений на предмет их инженерного состояния. Так что предпринятый осмотр городской среды – вполне современное в эксплуатационном отношениидействие.

Художественный мониторинг выявил в городском хозяйстве малые объекты, не проработанные как архитектурно- художественные. Казалось бы, дело за малым! Поручить соответствующим инстанциям разобраться, выделить средства на переделку (очень небольшие средства) и проследить, как выполнено поручение. Однако не все просто.

Венткиоски стоят, как покореженные части подбитых броневиков, потому что хозяйственная, техническая жизнь города не совпадает с его архитектурными запросами. Архитектор не участвует в проектировании подземных технических систем, хотя и там есть для него работа.

В случаях, когда проектируется здание, в составе которого имеются подземные пространства, архитектор не проходит мимо вентобъектов, он чувствует образный потенциал формы, и тому есть множество примеров. Среди них – храм Христа Спасителя, основной объем которого обрамлен часовнями, «сделанными» из вентобъектов. Технические объекты превратились в украшение.

В городе появляются все новые и новые инженерные системы. Этим и характерна современная цивилизация. Телефон или автомобиль имеет срок службы. Облик города срока службы не имеет. Невозможно просто заменить инженерные сети или линии метро, как невозможно было в XIX веке просто снести защитные укрепления вокруг Москвы, превратившиеся позже в Бульварное кольцо, а потом – убрать сады, на месте которых появилось Садовое кольцо. Немыслима в XX веке утеря или эрозия объектов культурного наследия. Поэтому архитектор должен присутствовать в среде города, как хирург в операционной. В образном строе города мелочей нет.

Между тем нетрудно видеть, как сложился социо-инвестиционный климат вокруг проектирования технических систем города, которые строятся вне логики художеств. И здесь мы должны говорить о вытесненной общекультурной норме. Общество в целом должно защищать архитектуру малых форм, подобно тому как оно защищает объекты культурного наследия.

Стоит напомнить, что общекультурная норма не часть какого-либо экономического подхода. Если «большая архитектура» решает инфраструктуру поселений и во многом диктуется текущими хозяйственными воззрениями, то малая архитектура с ее художественным началом нуждается в поддержке общественности, горожан и властей. Художество в городе – неотъемлемая часть культуры и существует неотделимо от общественного мнения городского сообщества.

В настоящее время находится в стадии разработки дополнение к Градостроительному кодексу города Москвы – закон города «О сохранении исторического облика». Это первый шаг, но не единственный. Сохранение художественного облика города зависит от конкретного труда архитекторов. Сама возможность осуществления такого труда – вопрос культурного климата. Без общественной поддержки в городе нет диалога искусств. Архитектурный труд не достигает своей цели – целостности художественного облика города.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1449
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1652
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1764
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4071

Другие новости