Представим себе реальную жизненную ситуацию. У школьника возник конфликт с учителем – к примеру с географом. И разрешить его своими силами никак не удается. Как действовать учащемуся и его родителям? Идти с претензиями к директору? К завучу? Где искать решения проблемы и кто должен помочь найти его, не допустив перерастания досадного недопонимания в открытую войну или подковерную склоку?
Или возьмем другой пример. В школе понаоткрывали кучу кружков и секций – только ходи! Многие ребята так и делают, но кое-кто игнорирует эту возможность. Кто может и должен подсказать занятие по душе каждому неопределившемуся ребенку и подтолкнуть его к тому, чтобы попробовать себя в нем? Все эти и многие другие задачи должен решать классный руководитель – «менеджер класса», по определению Владимира Горбатко из московской школы № 2030, или «директор класса», по мнению его коллеги из школы № 1367 Германа Хаткевича.
Классный руководитель решает сегодня многие задачи. Но главная – «помочь взрослению личности каждого ученика, – считает Владимир Горбатко. – А для этого его надо научить адекватно отвечать на вызовы и решать возникшие проблемы».
Был, к примеру, в его практике случай. «Девочка перестала ходить в школу якобы по болезни, а сама оказалась в другом городе, – рассказал он. – К ее поискам мы подключили правоохранительные органы, а я связался с родителями, чтобы выяснить причины проблемы и помочь справиться с ней. Оказалось, что девочка не хотела идти в профильный касс, который выбрали для нее родители. И, пообщавшись и с девочкой, и с ее мамой, мы нашли сценарий, приемлемый для всех: вместе подобрали колледж, который устраивал девочку».
Педагог восстановил мир. Причем не только и не столько в своем классе, сколько в семье ученицы. И продолжал при этом заниматься массой других дел.
«Тот, кто выбрал работу учителя, должен понимать: работа в школе крайне интенсивна, и ты должен делать все, что нужно, сплошь и рядом одновременно: и вести свой предмет, и быть психологом – в нужную минуту поддержать, а в нужную – погасить разногласия, не доводя дело до конфликта», – констатировал Горбатко.
Впрочем, это только начало. С нового учебного года классным руководителям предстоит взять новые высоты: узнать как можно больше о каждом ребенке своего класса, включая его внеурочную занятость; помогать выявлять способности неопределившимся и рекомендовать им кружки; серьезно углубить контакты с семьями школьников. При этом Ассоциация классных руководителей Москвы уже подготовила критерии, по которым директора школ смогут оценить работу своих классных руководителей и отмечать лучших из них, рассказал Герман Хаткевич.
Пока таких критериев шесть. Первый – вклад в государственную итоговую аттестацию: ОГЭ-9 и ЕГЭ-11. И это понятно: классный руководитель как никто должен знать все проблемы своих учеников и на дальних подступах помогать их преодолению, обеспечивая максимальную отдачу работы детей. Второй – вклад в результативность участия в олимпиадах школьников. К слову сказать, оба эти критерия присутствуют при составлении рейтинга топ-300 московских школ, и также неспроста. Участие в олимпиаде является одним из показателей эффективности достижений ребенка за пределами школьной программы. И классный руководитель должен создать все условия, чтобы помочь каждому выявить свой талант, будь то в образовательной, спортивной или социальной сфере. «Он создает ситуацию успеха!» – особо подчеркнул Хаткевич.
Третий – участие детей с ОВЗ в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Они должны поверить в свои силы и возможности! Причем именно эти дети, по наблюдениям педагогов, зачастую показывают очень высокие результаты. Четвертый – работа с детьми в трудной жизненной ситуации: ребятами из малоимущих семей, сиротами, юными правонарушителями. Их конек – спортивная и социальная деятельность, и классный руководитель должен сделать все, чтобы привлечь их в общую жизнь, выдернув из дурной компании. Пятый критерий – приобщение учащихся к богатейшему культурно-историческому наследию Москвы, и в частности к проектам «Музеи, парки, усадьбы» и «Не прервется связь поколений». Шестой – отсутствие обоснованных жалоб: «У московских родителей сейчас очень высокие требования к учителям: их зарплаты растут, и родители хотят соответствующего повышения качества образовательных услуг», – отметил педагог.
Классный руководитель «должен стать человеком, который создает условия для всестороннего развития каждого учащегося, помогает добиться успеха не только в учебном процессе, но и в сфере отношений с другими людьми, чтобы он мог реализовать себя как личность. По сути дела, он должен стать директором класса и нести ответственность за все, что там происходит!» – считает Хаткевич.
Задача, безусловно, достойнейшая. Но где взять время, чтобы все это успеть? Ведь в сутках, как ни крути, всего 24 часа и ни секундой больше.
«Эффективность работы классного руководителя и есть получение максимального результата при минимальных затратах, и прежде всего временных, – разъяснил Хаткевич. – Отслеживать успеваемость, следить за динамикой развития каждого учащегося – это сложная и очень амбиционная задача. Но за ее реализацию с будущего года предполагаются серьезные доплаты».
Не смущают предполагаемые новшества и Владимира Горбатко. «Всю эту работу классные руководители вели и раньше, – напомнил он. – Просто сейчас она будет более систематизированной и структурированной».