0
2694
Газета Москва Интернет-версия

01.08.2017 00:00:30

Создать ситуацию успеха

Тэги: школа, конфликт, ученик, учитель, классный руководитель


Представим себе реальную жизненную ситуацию. У школьника возник конфликт с учителем – к примеру с географом. И разрешить его своими силами никак не удается. Как действовать учащемуся и его родителям? Идти с претензиями к директору? К завучу? Где искать решения проблемы и кто должен помочь найти его, не допустив перерастания досадного недопонимания в открытую войну или подковерную склоку?

 Или возьмем другой пример. В школе понаоткрывали кучу кружков и секций – только ходи! Многие ребята так и делают, но кое-кто игнорирует эту возможность. Кто может и должен подсказать занятие по душе каждому неопределившемуся ребенку и подтолкнуть его к тому, чтобы попробовать себя в нем? Все эти и многие другие задачи должен решать классный руководитель – «менеджер класса», по определению Владимира Горбатко из московской школы № 2030, или «директор класса», по мнению его коллеги из школы № 1367 Германа Хаткевича.

Классный руководитель решает сегодня многие задачи. Но главная – «помочь взрослению личности каждого ученика, – считает Владимир Горбатко. – А для этого его надо научить адекватно отвечать на вызовы и решать возникшие проблемы».

Был, к примеру, в его практике случай. «Девочка перестала ходить в школу якобы по болезни, а сама оказалась в другом городе, – рассказал он. – К ее поискам мы подключили правоохранительные органы, а я связался с родителями, чтобы выяснить причины проблемы и помочь справиться с ней. Оказалось, что девочка не хотела идти в профильный касс, который выбрали для нее родители. И, пообщавшись и с девочкой, и с ее мамой, мы нашли сценарий, приемлемый для всех: вместе подобрали колледж, который устраивал девочку».

Педагог восстановил мир. Причем не только и не столько в своем классе, сколько в семье ученицы. И продолжал при этом заниматься массой других дел.

«Тот, кто выбрал работу учителя, должен понимать: работа в школе крайне интенсивна, и ты должен делать все, что нужно, сплошь и рядом одновременно: и вести свой предмет, и быть психологом – в нужную минуту поддержать, а в нужную – погасить разногласия, не доводя дело до конфликта», – констатировал Горбатко.

Впрочем, это только начало. С нового учебного года классным руководителям предстоит взять новые высоты: узнать как можно больше о каждом ребенке своего класса, включая его внеурочную занятость; помогать выявлять способности неопределившимся и рекомендовать им кружки; серьезно углубить контакты с семьями школьников. При этом Ассоциация классных руководителей Москвы уже подготовила критерии, по которым директора школ смогут оценить работу своих классных руководителей и отмечать лучших из них, рассказал Герман Хаткевич.

Пока таких критериев шесть. Первый – вклад в государственную итоговую аттестацию: ОГЭ-9 и ЕГЭ-11. И это понятно: классный руководитель как никто должен знать все проблемы своих учеников и на дальних подступах помогать их преодолению, обеспечивая максимальную отдачу работы детей. Второй – вклад в результативность участия в олимпиадах школьников. К слову сказать, оба эти критерия присутствуют при составлении рейтинга топ-300 московских школ, и также неспроста. Участие в олимпиаде является одним из показателей эффективности достижений ребенка за пределами школьной программы. И классный руководитель должен создать все условия, чтобы помочь каждому выявить свой талант, будь то в образовательной, спортивной или социальной сфере. «Он создает ситуацию успеха!» – особо подчеркнул Хаткевич.

Третий – участие детей с ОВЗ в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Они должны поверить в свои силы и возможности! Причем  именно эти дети, по наблюдениям педагогов, зачастую показывают очень высокие результаты. Четвертый – работа с детьми в трудной жизненной ситуации: ребятами из малоимущих семей, сиротами, юными правонарушителями. Их конек – спортивная и социальная деятельность, и классный руководитель должен сделать все, чтобы привлечь их в общую жизнь, выдернув из дурной компании. Пятый критерий – приобщение учащихся к богатейшему культурно-историческому наследию Москвы, и в частности к проектам «Музеи, парки, усадьбы» и «Не прервется связь поколений». Шестой – отсутствие обоснованных жалоб: «У московских родителей сейчас очень высокие требования к учителям: их зарплаты растут, и родители хотят соответствующего повышения качества образовательных услуг», – отметил педагог.

Классный руководитель «должен стать человеком, который создает условия для всестороннего развития каждого учащегося, помогает добиться успеха не только в учебном процессе, но и в сфере отношений с другими людьми, чтобы он мог реализовать себя как личность. По сути дела, он должен стать директором класса и нести ответственность за все, что там происходит!» – считает Хаткевич.

Задача, безусловно, достойнейшая. Но где взять время, чтобы все это успеть? Ведь в сутках, как ни крути, всего 24 часа и ни секундой больше.

«Эффективность работы классного руководителя и есть получение максимального результата при минимальных затратах, и прежде всего  временных, – разъяснил Хаткевич. – Отслеживать успеваемость, следить за динамикой развития каждого учащегося – это сложная и очень амбиционная задача. Но за ее реализацию с будущего года предполагаются серьезные доплаты».

Не смущают предполагаемые новшества и Владимира Горбатко. «Всю эту работу классные руководители вели и раньше, – напомнил он. – Просто сейчас она будет более систематизированной и структурированной».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1541
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1838
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1909
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1489

Другие новости