0
5854
Газета Интернет-версия

14.03.2018 00:01:00

Человек, сделанный из солнечного вещества

Квант жизни физика-теоретика Матвея Бронштейна

Тэги: бронштейн, физика, история


бронштейн, физика, история Матвей Бронштейн на лекции по теории поля. Фото из книги: Матвей Бронштейн «Солнечное вещество и другие повести, а также Жизнь и судьба Матвея Бронштейна и Лидии Чуковской» / сост. Г.Е. Горелик, М.: 2018

Выдающийся отечественный генетик Владимир Эфроимсон в книге «Генетика гениальности» утверждал, что реализовавшихся гениев приходится примерно 1 на 10 млн населения. Россия всегда «славилась» своим пренебрежительным – в лучшем случае – отношением к этому виду специфического интеллектуального ресурса, гениальности. Но даже на этом фоне тому, что происходило в 20–30-е годы в СССР, трудно найти аналогии в истории. Только в Москве были расстреляны 140 профессоров…

Их еще в период обучения в Ленинградском университете называли «Джаз-банда» – блестящие и амбициозные молодые физики-теоретики: Лев Ландау (Дау), Георгий Гамов (Джонни), Матвей Бронштейн (Аббат)... Ландау был арестован в 1938 году и чудом, благодаря стараниям Петра Капицы, избежал расстрела. Гамову (создателю теории «горячей Вселенной») в 1933 году удалось выехать из СССР, в 1940-м он стал гражданином США.

Бронштейна арестовали 6 августа 1937 года. 18 февраля 1938 года в Ленинграде состоялось заседание Выездной сессии Военной коллегии Верховного суда Союза ССР. Заседание началось в 8.40 утра. В 9.00 был оглашен приговор – расстрел. В 9.15 приговор привели в исполнение. На титульном листе «расстрельного списка» – личная виза «И.Ст.», Ворошилова, Молотова, Кагановича. Аббата обвинили в «теоретическом обосновании террора». Он же был физиком-теоретиком…

В Доме русского зарубежья в Москве прошел вечер памяти Матвея Петровича Бронштейна (1906–1938), физика-теоретика, астрофизика, популяризатора науки. По существу, он занимался проблемой объединения квантовой теории и теории гравитации – тем, что так и не получилось у Эйнштейна. А ведь Альберт Эйнштейн пытался объединить эти две великие теории около 30 лет. Матвей Бронштейн погиб, когда ему было 32. В 1936 г. вышла его знаменитая статья Бронштейна «Квантование гравитационных волн». И тем не менее помимо сугубо научных достижений его книга «Солнечное вещество» (1936) в неформальном опросе премии «Просветитель» признана лучшей научно-популярной книгой столетия.

А в научную популяризацию Бронштейна вовлек Самуил Маршак. В то время, начало 1930-х, Самуил Яковлевич руководил редакцией детской литературы Лениздата. В книге воспоминаний «Прочерк» Лидии Корнеевны Чуковской, жены Матвея (Митя – как его называли близкие и друзья) Бронштейна, отдельная глава посвящена этому. Чуковская была сотрудницей этой редакции.

«...Одним из любимейших мечтаний Маршака было: вытеснить научно-популярную книгу для подростков – книгой научно-художественной, – пишет Лидия Чуковская. – На пути к осуществлению мечты и состоялась встреча Маршака с Бронштейном. Самуил Яковлевич полагал, что создавать научно-художественные книги должны люди не «промежуточные», а те самые, которые создают науку. Только тогда, думал он, наука будет преподноситься читателю научно – то есть во всем драматическом величии неудач и побед. Только тогда не ограничится научная книга изложением результатов, перечнем готовых сведений, но разбудит в читателе самостоятельность мышления и критическую способность. Не кроется ли в Митином таланте, загадывала я, соединение, которое ищет Маршак: дар ученого и дар художника? Ученый, способный обращаться не к одной лишь логике, но и к чувствам и к воображению читателя? <... >

Физик-теоретик М.П. Бронштейн мог, казалось мне, поведать о вещах более сложных, чем история фарфора или книгопечатания. Более сложно познаваемых, более отвлеченных.

Я не ошиблась. Содружество Мити с Маршаком дало свои плоды: «Солнечное вещество», «Лучи Икс», «Изобретатели радиотелеграфа». Научно-художественные книги М. Бронштейна».

Самой Лидии Чуковской после расстрела мужа пришлось часто менять место жительства, скрываться. Ведь по советским законам женам и детям «врагов народа первой категории», то есть подлежащих высшей мере наказания, полагалась высылка в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). А детская редакция Лениздата была полностью разгромлена, многие сотрудники репрессированы и расстреляны.

Упомянутая Лидией Чуковской книга «Лучи Икс» успела выйти при жизни автора. Вообще Матвей Петрович был человеком энциклопедических знаний. Читал в подлиннике «Дон Кихота», для этого специально и очень быстро  изучил испанский язык.

«Теоретическую физику, существовавшую на тот момент, он знал всю, – отметил на мемориальном вечере кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории проблем физики космоса Физического института РАН Максим Зельников. – Ему удалось проквантовать гравитационные волны, как мы сказали бы сейчас. Но тогда его работа не нашла отклика, имя Бронштейна было надолго забыто. И вот, спустя 80 лет, гравитационные волны обнаружены прямым детектированием. Результат Матвея Петровича – кирпичик в современную космологию. Если бы его не убили, мы бы имели еще одного Ландау».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1418
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
587
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
533
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
1152

Другие новости