|
Редкий случай, когда известна точная дата выхода в свет книги – 10 декабря 1934 года, «Ракетный полет в стратосфере». Первая книга выдающегося советского ученого, организатора науки, главного конструктора, основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королева (1906–1966) фактически останется и его единственной книгой. Были, конечно, статьи в газетах, журналах, сборниках… Но книга – первая и последняя.
Малоформатная популярная книжка «Ракетный полет в стратосфере» была написана в очень интересное для Королева время. Впрочем, не только для него – для всей будущей отечественной космонавтики.
В 1923 году Королев еще строил планеры, в 1931-м – уже конструирует ракетопланы… Дело в том, что в 1931 году по инициативе инженера Фридриха Артуровича Цандера (1887–1933) создается Группа изучения реактивного движения, легендарная ГИРД. Королев, работавший в то время в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), наряду с Цандером сразу становится «мотором» ГИРД. Работы ведутся настолько интенсивно и успешно, что привлекают внимание заместителя председателя Революционного совета, начальника вооружений Рабоче-крестьянской Красной армии Михаила Николаевича Тухачевского. Он начинает пробивать идею создания единого ракетного центра на базе ГИРД – Реактивного института. 31 октября 1933 года Совет труда и обороны принял решение о создании Реактивного НИИ. Заместителем начальника назначается С.П. Королев. Это покровительство выдающегося советского военачальника, как и мещанское происхождение, очень скоро трагически отзовется в судьбе Королева…
31 марта 1934 года в Ленинграде открылась Всесоюзная конференция по изучению стратосферы. Оргкомитет конференции возглавлял физик, академик Сергей Иванович Вавилов. Открывая конференцию, Вавилов отметил: «Конференции нужно вынести решение о наиболее рациональных конструкциях стратостатов, о перспективах стратопланирования и ракетных полетах…» Фактически книга С.П. Королева – это расширенный и доработанный вариант его доклада на конференции. Даже название доклада перекликается с названием книги – «Полет реактивных аппаратов в стратосфере». Да и в самом тексте книги Королев несколько раз ссылается на результаты, доложенные на этой конференции.
Из издательской аннотации книги: «Автор инженер-летчик С.П. Королев в своем труде обрисовывает значение борьбы за достижение больших высот полета и характеризует возможности реактивных летательных аппаратов как важнейшего средства к достижению этой цели. В труде разбираются опыты, производившиеся с ракетными летательными аппаратами; впервые в нашей литературе излагается схема современного реактивного мотора и указываются вопросы, разрешение которых позволит осуществить реактивный полет в стратосфере».
Вопросы, которые упоминаются в этой аннотации, как раз разбирались во многих докладах на конференции в Ленинграде. Скажем, воздействие ионизирующего излучения и влияние на организм больших ускорений.
Эта небольшая по объему книжечка сыграла очень важную роль в становлении самой идеологии космических, в том числе межпланетных, полетов. Королев приводит четкую систематизацию основных схем ракетных двигателей в зависимости от применяемого топлива:
«1) ракетные двигатели на твердом топливе, содержащем в себе и горючее вещество, и необходимый для горения кислород;
2) ракетные двигатели на жидком топливе и жидком окислителе;
3) воздушные ракетные двигатели, работающие на твердом, жидком или газообразном топливе и берущие нужный для горения кислород из окружающего воздуха».
В итоге он приходит к однозначному выводу: «Современный самолет, с его кажущимися нам громадными скоростями, так же непригоден для установки ракетных моторов. Достаточно посмотреть на разобранные в предыдущем изложении примеры ракетного планера и высотного самолета и сравнить их с составной ракетой Оберта и др. В первом случае – неуклюжий тяжелый взлет перегруженного аппарата, полет в течение коротких минут на практически ничтожной высоте и затем посадка туда, куда придется, так как мотор остановлен из-за израсходования всего горючего. В другом случае – мгновенный легкий взлет, скорости во много сотен метров в секунду и громаднейшие высоты.
Отсюда можно сделать два вывода.
Первый – это необходимость и целесообразность применения ракет, сразу развивающих достаточные скорости и испытывающих поэтому весьма значительные ускорения. Это – задача сегодняшнего дня.
Второй – полет человека в таких аппаратах в настоящее время еще невозможен. Повторяем еще раз, что в данном случае имеется в виду не подъем, а полет по некоторому заданному маршруту с работающим мотором».
Увы, Королеву не дали продолжить заниматься ни задачами сегодняшнего дня, ни дня завтрашнего… В СССР разворачивается кампания борьбы с врагами народа и шпионами. Одно из самых громких дел – «заговор военных». Среди фигурантов – Тухачевский.
Обратим внимание на такую деталь: книжку «Ракетный полет в стратосфере» выпустило именно Государственное военное издательство. Ничего удивительного, что через год после ареста и расстрела Тухачевского 27 июня 1938 года арестовывают и Королева с другими сотрудниками Реактивного института. Королеву предъявлено обвинение во вредительстве. Он шел по первой, расстрельной категории. 27 сентября 1938 года ему вынесен приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей, пять лет поражения в правах. После Бутырской тюрьмы в Москве – Колыма, работа на золотом прииске…
А в это время, в 1939 году, успешно проходят испытания крылатой ракеты по проекту Сергея Павловича; дальность полета рекордная по тому времени – 50 км. Тогда же разработаны два ракетоплана с жидкостными реактивными двигателями – тоже конструкции Королева.
В 1940 году Королеву сокращают срок до восьми лет и отправляют в московскую спецтюрьму – ЦКБ-29, так называемую шарашку. Там он встречается с отбывающим срок руководителем своего дипломного проекта Андреем Николаевичем Туполевым и под его руководством работает над созданием бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. В 1942 году Королева переводят в другое КБ тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16.
В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Королев подчеркивает катастрофическую нехватку людей. Ворошиловы и Буденные не могли бы выиграть войну у Германии – одной из наиболее технически развитых в то время стран. (По злой иронии судьбы книге С.П. Королева «Ракетный полет в стратосфере» предпослан эпиграф: «Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен. К. Ворошилов».)
В июле 1944 года по личному указанию И.В. Сталина Сергей Павлович Королев досрочно освобожден из заключения со снятием судимости, но без реабилитации.
А реабилитируют Королева только в 1955 году…
Но все это будет несколько позже – и тюремные издевательства, и признание, и слава главного конструктора ракетной техники в Советском Союзе. А книгу свою Сергей Павлович Королев в 1934 году заканчивал так:
«Мы уверены, что в самом недалеком будущем ракетное летание широко разовьется и займет подобающее место в системе социалистической техники. Ярким примером тому может служить авиация, достигшая в СССР такого широкого размаха и успехов. Ракетное летание, несомненно, может претендовать в своей области применения вряд ли на меньшее, что со временем должно стать привычным и заслуженным».
комментарии(0)