Михаил Котюков пересел из кресла руководителя ФАНО в министерское кресло. Фото РИА Новости
По предложению премьер-министра Дмитрия Медведева президент России Владимир Путин согласился с персональным составом нового кабинета министров. Произошло это 18 мая. В новой структуре правительства было ликвидировано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), а Министерство образования и науки РФ – расщеплено на двое: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Последнее на две трети состоит из сотрудников ликвидированного ФАНО. В том числе во главе вновь воссозданного Миннауки был назначен бывший глава ФАНО Михаил Котюков.
Очень интересное, во многом неожиданное и интригующее назначение. В предварительных раскладках Котюкову отводилась роль в лучшем случае заместителя министра. Но, видимо, руководство страны оценило его бюрократические и организационные таланты – прежде всего административное укрощение Российской академии наук.
Еще накануне этих назначений бывший президент Российской академии наук академик Владимир Фортов отмечал как положительный факт предполагавшейся тогда ликвидации ФАНО. Но при этом совершенно справедливо подчеркивал: все будет зависеть от персональных назначений.
В итоге легкая эйфория РАН по поводу упразднения ненавистного ФАНО продлилась не более недели. Казалось, инерционный потенциал Академии наук в очередной раз на протяжении 300-летней истории этой научной организации оказался сильнее потенциала сугубо бюрократических структур. Однако очень может быть, что теперь это станет пирровой победой.
Министерству науки, очевидно, отводится одно из ведущих мест в обеспечении того рывка, о котором так много говорил в 2018 году президент России Владимир Путин. Впрочем, сегодня даже не ставится задача довести хотя бы до среднестатистического по ОЭСР показателя расходов на науку 3–4% ВВП.
Еще один важный и животрепещущий для научного (академического, в частности) сообщества вопрос. Если ФАНО благополучно отчитывалось все эти пять лет данными о выявленной и поставленной на учет академической недвижимости (за что агентству большое спасибо), количеством смененных директоров академических НИИ и объединенных академических институтов, то новому Миннауки предстоит отчитываться вещами более нетривиальными и менее поддающимися статистическому учету. Отсюда надежда, что Миннауки будет обращать больше внимания не на количество публикаций отечественных ученых в индексируемых западных журналах, а на реальные показатели развития науки. Ведь именно с Миннауки и спрос за результаты научно-технологического рывка. Сможет ли обеспечить его неплохой финансист Михаил Котюков, скоро увидим: с 1 января 2019 года стартует национальный проект «Наука».
комментарии(0)