0
4759
Газета Интернет-версия

26.02.2019 15:24:00

Бумажный носитель. Расцвет научпопа в 20-х годах прошлого века

Тэги: литература, книги, периодика, научпоп, история


Статистический сборник «Печать в РСФСР в 1922 г.» (Госиздат, 70 с.) приводит данные Российской центральной книжной палаты о распределении книг по типам в 1922 году. Удивительно, но в процентном соотношении научно-популярные книги шли на четвертом месте, совсем немного отставая от второго и третьего и заметно опережая даже политическую литературу. Мало того, строго научные издания – на втором месте. А если суммировать научную, научно-популярную, учебную и справочную литературу, изданную в 1922 году в РСФСР, то этот показатель составит 36%! И это как раз в то время, про которое историк Гюстав Мекке в 1932 году писал: «В 1921 году, когда разразился голод, объем сельскохозяйственного производства <в России> составлял менее 60% довоенного <1914 год>, промышленное производство – всего 20%. Более того, металлургическая промышленность составляла 2% довоенного уровня». Чтобы было понятно, что это означало «на практике»: все косы, использовавшиеся русскими крестьянами, поставлялись в Россию из Австрии. Кому и зачем в этих условиях могла понадобиться популяризация науки?! И тем не менее – расцвет научно-популярной литературы, в том числе периодических изданий. Первые номера некоторых из них и представлены в сегодняшнем выпуске «БН».

42-15-1_a.jpg
Первый номер журнала

«Красный полюс» много

внимания уделил

переходу к мирной

жизни после

Гражданской войны.

ВОЕНМОРЫ «КРАСНОГО ПОЛЮСА»

На последней обложке этого журнала, издававшегося Политотделом Морских сил Северного моря в Архангельске, – трогательная надпись в виньетке: «БЕРЕГИ ЖУРНАЛ. Прочитав его, передай другому». Похоже, все, кто держал в руках до меня этот конкретный экземпляр, неукоснительно следовали призыву редакции: журнал в идеальном для своего возраста состоянии, даже вклеенная карта не повреждена.

Но лучше всего аромат времени передает совершенно замечательный текст: «Памятка отпускному военмору». Небольшой кусочек из памятки (пунктуация и орфография оригинала): «Я честный моряк социалистического отечества, иду к мирному труду с тем, чтобы по первой боевой тревоге снова стать в железные ряды Красного Флота. <…> …направляясь в отпуск я, моряк гражданин Советской России, считаю себя разведчиком Рабоче-Крестьянской Власти.

Я – зоркий глаз и чуткое ухо трудовой власти, буду неустанно выслеживать, обнаруживать и передавать органам Советской Власти всех шпионов. Когда нужно, мои руки беспощадно расправятся со смутьянами. <…>

Я иду к дружному творческому труду, чтобы общими усилиями со всем рабочим классом и крестьянством поднять сельское хозяйство, у кулаков вырвать и собрать хлеб для всеобщего потребления, бесследно уничтожить шептунов и смутьянов, закрепить в тылу власть мозолистых рук, просветить глухую, разбудить к новой жизни, спящую, но нашу родную Советскую деревню».

Отметим одну важную особенность: научно-популярный жанр, по крайней мере в его журнальной форме, непременно должен быть хорошо иллюстрирован. Отсюда все эти «общепонятно-научные иллюстрированные» и «общедоступные для самообразования с картинами в красках и иллюстрациями в тексте» «иллюстрированные» журналы. Как мог, и «Военно-Морской популярно-научный и литературный журнал» стремился следовать этому правилу. По крайней мере все отделы издания и многие статьи открываются оригинальными крупными заставками. «Обложка и заставки выполнены военмором М.В. Кожиным на линолеуме». Да и в самих текстах довольно много черно-белой графики.

Содержание первого номера «Красного полюса» (выборочно):

«Отдел мореплавания: Северный морской путь; Краткое руководство для плавания Югорским Шаром…

Общий отдел: Магнитное наследство; Способы воспитания моряков на Севере…

Отдел науки и труда: Советский Радиотелеграф; Электрификация Севера; Сведения о работах водолазно-спасательной партии…

Борьба с капитализмом: На штурм первой крепости; Первый мировой красный Союз; Приметы предсказания погоды у иностранных моряков».

А главный редактор «Красного полюса» С. Лукашевич отмечал: «Красные моряки и все сознательные труженики угрюмого Севера должны нарушить вековечный покой царства льдов и нести растопляющую струю революционной жизни; жизни творчества и созидания. Мы должны знать свой Север и изучить его морские пути, соединяющие с Европой, Америкой и Дальним Востоком, колонизировать и приступить к разработке природных богатств островных земель. <…> Вот к этому-то сотрудничеству и призывает наш журнал «Красный полюс» всех военморов, любящих водную стихию и детище Советской Республики – Рабоче-Крестьянский Красный флот».

Практически готовый кусок в какую-нибудь современную «концепцию освоения Арктики».

42-15-2_a2.jpg
Главная задача

«Уралдоброхима» –

подготовить население

к химической войне.

ВСЕ – НА ХИМИЮ!

История химизации как масштабного общегосударственного научно-технологического проекта СССР практически еще никем не рассматривалась в систематическом виде. А ведь это интересно для нас еще и потому, что в отличие и от космического, и от атомного проектов, и от кибернетики, первый вариант программы химизации начал активно реализовываться уже в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Истоки этой волны химизации можно проследить вплоть до начала XX века, но мы ограничим глубину рассмотрения второй половиной 1920-х годов – моментом появления самого термина «химизация».

19 мая 1924 года по инициативе Льва Троцкого было создано Добровольное общество содействия строительству предприятий химической промышленности (Доброхим). Цель – пропаганда среди населения мер защиты от отравляющих веществ, содействие разработке вопросов применения химии в народном хозяйстве и для обороны страны, развитию химической промышленности страны. Просуществовал Доброхим  менее года. Но образный след от него остался очень богатый: плакаты, значки, атрибутика, брошюры... Одна из красок в этой палитре – «ежемесячный научно-популярный и агитационный журнал «Уралдоброхим».

В редакционной статье первого номера (январь 1925 года) «Уралдоброхима» программа и содержание журнала заявлены так:

«Приступая к выпуску ежемесячного журнала, посвященного вопросам популяризации химических знаний среди членов Доброхима, редакция считает уместным также отвести место и более серьезным статьям, освещающим современное состояние интересных для С.С.С.Р. и в особенности для Урала вопросов химической промышленности, выдающимся новостям иностранной химической литературы и пр. <…>

Напряженное состояние Социалистического Союза Республик среди капиталистических держав, вооруженных с ног до головы и готовых каждую минуту уничтожить ненавистный им С.С.С.Р., заставляет нас с особым вниманием всматриваться в слагающиеся международные политические отношения. Будущая война будет войной химической по преимуществу. Статья тов. Корчагина выявляет международное положение и освещает цели и задачи Доброхима при подготовке к грядущим великим боям.

Связь между наукой и техникой, неразрывная зависимость между научными исследованиями и развитием промышленности, а также краткий очерк культурного развития человечества дается в статье тов. Сырокомского, открывающей научно-популярный отдел. <…>

Отдел «Наука и Техника» представлен в этом номере статьей тов. Вольфа. Значение синильной кислоты как боевого отравляющего вещества и для мирных целей неоспоримо. Однако нужна большая исследовательская работа в этом отношении. Статья тов. Вольфа представляет собой результат собственных работ автора».

Впрочем, есть в журнале и статьи вполне мирного содержания: «Крупный вопрос о составе и образовании почв и о влиянии на них химических удобрений затрагивает жизненные интересы крестьянского хозяйства и является одним из тех верных путей, на котором должна осуществиться реальная смычка Доброхима с деревней. Вопрос этот разбирается в статье тов. Лейриха, первой из ряда статей, которые намерена дать редакция по этому серьезнейшему делу».

Как бы там ни было, усилия «Уралдоброхима» и десятков ему подобных изданий не оказались напрасными.

17–24 января 1927 года по инициативе Общества содействия авиации и химии (Осоавиахим) прошел Всесоюзный съезд, посвященный содействию развития химической промышленности в СССР. На Осоавиахим съездом было возложено, в частности, практическое осуществление распространения химических знаний, борьба за химическую грамотность населения, всемерное содействие развитию химической промышленности.

В 1928 году был создан Комитет химизации при Совнаркоме.

Известный советский историк химии Макс Блох настаивал в одной из своих многочисленных научно-популярных брошюр «Краткие очерки по истории химических открытий» (1933): «Несомненно, что химия является одним из существеннейших факторов культурного развития. Чем скорее знание химии станет достоянием широких масс трудящихся, тем скорее будут разрешены те исторические задачи, которые стоят перед нею в настоящее время. Вовлечение в химическую науку трудящихся СССР требует особого внимания к созданию химической литературы: настольных справочников, учебников, учебных пособий, специальной и основной научной химлитературы, рабочих библиотек, а также и химико-технической и химико-экономической литературы для широких кругов читателей».

К началу 1930-х годов советское общество было подготовлено научно-технической пропагандой к восприятию идеи масштабной химизации народного хозяйства страны. Пропаганда химии и химизации работала исправно. Тем более было что пропагандировать и популяризировать: уже за первую пятилетку советская химическая промышленность с 12-го места в мировом рейтинге поднялась на третье-четвертое места. Во второй пятилетке планировалось достичь еще более внушительных показателей. В прессе того времени появились статьи с характерными заголовками – «Вторая пятилетка – пятилетка большой советской химии»: «Вторая пятилетка есть пятилетка разворота, пятилетка гигантского размаха большой советской химии. В этот период химическая промышленность должна ликвидировать свое отставание, должна мощными темпами двинуться вперед».

«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны», –  говорил Ленин. Электрификация, механизация и химизация – основные линии направления всего хозяйственного строительства Союза» (курсив оригинала), – настаивал один из участников IV Всесоюзного съезда научных работников М. Лапиров-Скобло.

Так что зря беспокоился главный редактор «Уралдоброхима» тов. А. Корчагин: «В момент возникновения добровольного общества друзей химической обороны и химической промышленности Союза Советских Социалистических Республик, мы задавались вопросом в той плоскости, своевременно ли нам ставить вопрос о мобилизации общественного внимания, сил и средств рабоче-крестьянской страны, их военно-химической обороне и развитии химической промышленности?..»  Своевременно, товарищ Корчагин, очень своевременно!

42-15-3_a3.jpg
Возобновленный журнал

«Природа и люди»

просуществовал не

очень долго – чуть

больше трех лет.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ПЕТРА СОЙКИНА

Выпуском научно-популярной литературы в 1920-е годы занимались несколько десятков – как минимум! – издательств. Судьба известного русского издательства «П.П. Сойкин», специализировавшегося на выпуске научно-популярных и научных книг (хотя в репертуаре издательства была и беллетристика, и философия), очень характерна для всего того периода.

Издательство было организовано Петром Петровичем Сойкиным еще в 1885 году. Первую книгу и первый журнал – еженедельник «Природа и люди» издательство Сойкина выпустило в 1889-м.

В марте 1918 года издательство было национализировано вместе с типографией и со всеми запасами бумаги и книг. Однако еще в 1895 году Петр Петрович Сойкин издал сборник «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития». Среди авторов – Г.В. Плеханов, П. Скворцов, А. Потресов, В.И. Ленин. Причем статья Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» – это первое выступление В.И. Ленина в легальной печати. В 1899 году в издаваемом Сойкиным журнале «Научное обозрение» печатаются еще две статьи В.И. Ульянова-Ленина: «Заметка к вопросу о теории рынков» и «Еще к вопросу о теории реализации». К тому времени Ленин находился в ссылке в Шушенском. Сойкин аккуратно выслал ему гонорар в Минусинск – 54 рубля.

Хотя сам Петр Петрович Сойкин никогда не был ни марксистом, ни революционером, но отмеченное выше обстоятельство, по-видимому, помогло ему в 1922 году вновь зарегистрировать свою издательскую фирму «П.П. Сойкин».

Одним из самых заметных научно-популярных проектов возрожденного издательства стал журнал «Вестник знания». Инициатива нового периодического издания принадлежала группе известных ученых того времени, прежде всего академику В.М. Бехтереву. Он же был первым  главным редактором издания (1926–1927).

А в 1927 году П.П. Сойкин возрождает свое любимое детище – журнал «Природа и люди». Но это был уже не еженедельник, а ежемесячник. Именно в этом сойкинском журнале были опубликованы такие классические сегодня научно-популярные работы, как очерки А.Е. Ферсмана «В песках Каракумов»; «На островах Лиу-Киу» П.Ю. Шмидта; книга П.К. Козлова «В сердце Азии»…

«Подводя итог типографско-издательской деятельности П.П. Сойкина в советское время, необходимо особенно подчеркнуть, что издания Сойкина полностью отвечали целям и задачам государственного издательства в деле популяризации знаний среди широких слоев трудового народа», – подчеркивали советские книговеды С.В. Белов и А.П. Толстяков. Хотя вопрос, кто у кого повторял редакционно-издательскую политику, требует, конечно, отдельного исследования.

Как бы там ни было, 16 ноября 1930 года издательство «П.П. Сойкин» вошло в состав Ленинградского областного издательства (в дальнейшем – Лениздат). Лишенный своей типографии, П.П. Сойкин по ходатайству крупнейших советских ученых стал получать персональную пенсию от Советского государства. Правда, получал он ее недолго, один год: 5 января 1938 года Петр Петрович Сойкин скончался от паралича сердца.

42-15-4_a4.jpg
Вопросы индустрии
детских игрушек
обсуждались в 1930-е
годы наравне с развитием
тяжелой промышленности.
ЭТО ВАМ НЕ ИГРУШКИ

Несмотря на несколько «игривое» название этого сборника – «Советская игрушка» Междуведомственного научно-художественного совета по игрушке и игровым материалам Всекомпросвета и Государственного музея игрушки, вопросы в нем поднимались свинцовой серьезности: «Мы строим социалистические города, построили Волховстрой, строим Днепрострой… А будущие обитатели этих городов, будущие творцы новых мощных гигантов совершенно лишены возможности познакомиться в форме игры с процессом этой стройки, так как рынок игрушки совершенно не дает для этого подходящего материала»; «…если революция сделала величайший переворот и достигла в хозяйственной системе страны колоссальных достижений в области культуры и быта, то в области производства игрушки как орудия воспитания ребенка, к сожалению, мы еще далеко отстали»; «Современная игрушка развивает, углубляет индивидуалистические, собственнические тенденции»; «Гигантская работа в области нового быта не нашла отражения в игрушке...»

И все это подтверждается богатым статистическим материалом, развернутыми таблицами потребляемого для производства игрушек сырья, экономическими оценками.

Не случайно первый выпуск сборника не остался незамеченным. В одном из влиятельных общественно-политических журналов того времени, ежемесячнике Всесоюзной ассоциации работников науки и техники – активных участников социалистического строительства СССР и секции научных работников (ВАРНИТСО и СНР), «Фронт науки и техники» (№ 2, 1932) появилась рецензия на «Советскую игрушку». Автор ее, А. Родин, дал своему тексту говорящее название – «На забытом фронте». Эта короткая рецензия и сама – любопытный документ истории. Привожу ее с некоторыми сокращениями.

«Нам неизвестно существование столь боевой книги по вопросу об игрушке (а литература по ней насчитывает более полусотни названий), как недавно вышедший сборник Междуведомственного научно-художественного совета по игрушке и игровым материалам Всекомпромсовета и Государственного музея игрушки.

Исходя из четкой установки на советскую игрушку, как на проводника коммунистического воспитания, сборник бьет тревогу, когда подходит к оценке существующего положения. Сочными мазками сборник описывает безобразия, творящиеся на этом забытом фронте воспитания.

В самом деле, игрушка является орудием классового воспитания, но какому классу служит она у нас, с какими установками она подходит к миллионам советских ребят?

По тематике, по типажу современная игрушка в преобладающем количестве случаев мелкобуржуазна. <…> И все это в период усиленной нашей борьбы за политехнизацию. В бывш. Дмитровском уезде существует Андреевская артель, единственная создающая металлическую игрушку – и к тому же технического содержания. Но паровоз дается давно отжившей конструкции, пароходы не могут плавать – они приспособлены для катания на суше, автомобили неподвижны, так как колеса прикреплены к ним наглухо и т.д. Еще хуже с художественным оформлением игрушки: лиловые вагоны, красные паровозы, слишком маленькие лошадки по сравнению с экипажем и т.д.

Об экономическом значении игрушечного производства можно судить по тому, что контрольные цифры на 1930 г. намечали по линии кустарной промышленности выпуск игрушки на 25 млн руб., а на 1931 г. – на 35 млн  руб. И в то же время Научно-художественный совет по игрушке из числа рассмотренных им игрушек одобрил 6,6%, временно допустил 25,6% и забраковал как идеологически и педагогически вредные 67,8%.

Рецензируемый сборник не ограничивает только констатацией существующего, но он дает и положительные установки. Он знает, за что борется. Но требования его не сконцентрированы, а разбросаны отдельными замечаниями. И в этом недостаток сборника. <…>

Сборник издан хорошо. Обилен иллюстрациями, прекрасно выполненными и аннотированными. Цена недорогая. Следует пожелать скорейшего и аккуратного появления в дальнейшем этих сборников, ставящих правильно важнейший вопрос детского воспитания в Советском Союзе».

Увы, товарищ А. Родин ошибся. Первый выпуск «Советской игрушки» так и остался единственным, больше этот сборник не выходил; сейчас тот, первый и последний его выпуск – библиографическая редкость. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4386
Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

1
4487
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2119
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2284

Другие новости