Фото Романа Смирнова / НГ- Online
Обнародованные ректором Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академиком Виктором Садовничим планы радикальной административной реформы университета не могли не вызвать бурной реакции всего научного сообщества России. Более, чем четыре десятка факультетов будут объединены в 14 научных школ.
Агентство Интерфакс приводит слова Садовничего. «Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что в МГУ не планируется ликвидация факультетов и их реструктуризация: обсуждается лишь идея объединить научные исследования факультетов в рамках научных школ.
"Мы хотим организовать такие советы научные, не затрагивая никакой административной структуры, факультеты как факультеты. Мы хотим объединить наши исследования, в том числе на факультетах и институтах, вокруг главного", - сказал Садовничий.
Он пояснил, что объединение и координацию научных исследований планируется провести в рамках "научных школ" по самым востребованным направлениям. В качестве примера Садовничий привел создание математической школы мирового уровня в МГУ – в школу вошли три факультета: механико-математический факультет, факультет вычислительной математики и вычислительный центр МГУ. Они при этом не поменяли административно-управленческую структуру, оставшись факультетами.
"Все так же, просто есть совет, который координирует эти научные исследования", - отметил ректор.
"Точно так же я хотел бы укрупнить задачи в научных исследованиях – науки о жизни, науки о Земле, науки об обществе. Так принято во всех западных развитых университетах, да и у нас. Поэтому такая идея существует – укрупнить наши научные исследования. Не затрагивая ни автономию факультетов, ни руководство факультетов. И мы будем это делать обязательно, потому что мы не можем сейчас распыляться по очень узким направлениям", - сказал Садовничий».
Первое, неминуемое следствие – абитуриенты теперь будут поступать не на факультеты, а в «школы». По словам академика Виктора Садовничего, научные школы, созданные над факультетами, должны позволить студентам выбирать более широкие направления обучения и индивидуальную образовательную траекторию, не ограничиваясь «узким коридором» своего факультета. Для перевода на другое направление сейчас студенту нужно сдавать до десяти экзаменов и зачетов, в новой же структуре научных школ организовать такую мобильность в подготовке студентов будет проще: учебные программы факультетов в рамках одной школы будут интегрированы.
В итоге, получается, все-таки, что факультеты и кафедры МГУ лишатся автономности и самостоятельности в создании учебных и научных программ. То есть, вряд ли получится, как утверждает Садовничий, «не затрагивать никакой административной структуры, факультеты как факультеты».
К чему это может привести хорошо сформулировал сотрудник Санкт-Петербургского университета при обсуждении этого решения в соцсетях: «Идея помещать перваков (первокурсников – А.В.) в пространство бесконечного выбора вообще блеск. Человек в 18 лет слабо понимает, чего он действительно хочет и что у него получается. Слепое тыканье в духе «собери своё расписание сам» заканчивается полной растерянностью в итоге. Им что, приставят кураторов, которые будут помогать каждому разобраться? Нет, конечно. Кафедры при таком раскладе тоже распадаются, когда преподы каждый сам за себя. Олдскульная структура кафедр работает, потому что все в близком контакте, и студенты тоже. Нужно аккуратно поправить, а не рубить с плеча…».
Универсальность, междисциплинарность современных научных исследований (физики, например) рассматривается сегодня, как признак «продвинутости». Но науку движут, все-таки, узкие специалисты, а не люди, которые знают понемногу обо всем. А универсалы вырождаются, зачастую, в посредственность, в научную (и лженаучную, кстати, тоже!) публицистику. В лучшем случае – в наукообразное философствование. Французский социолог Ги Дебор придумал точный термин для обозначения это феномена: «Медиатические интеллектуалы». База – это специализация. Разговоры об универсализме и всепоглощающей междисциплинарности лишь провоцируют дополнительный информационный спам.
Но это все, так сказать, обсуждения по сути. Так же, как оправданность объединения в одну школу, скажем, биологии и психологии в придачу с педагогикой; или, почему экологию «засунули» в школу наук о земле. Можно предположить, что все это еще будет не раз перетряхиваться и переписываться. Но все эксперты, с которыми удалось поговорить «НГ», сконцентрировались не на этом, а на той форме, в которой задумана и проводится административное переформатирование в МГУ. Что характерно, все они попросили не называть их имен.
Доктор экономических наук, профессор. «Соображения такие:
1. Академическое сообщество как правило сопротивляется любым реформам, так как даже если текущая ситуация нехороша, но она понятна и устоялась, а новое – еще неизвестно как сложится. Усталость от реформ огромная.
В данной ситуации мы видим и недовольство, и опасения, и ностальгию, хотя неоднократно обсуждалась неэффективность управленческой структуры МГУ.
2. Как у нас водится, преобразования планируются без публичных обсуждений с теми, кого они затронут и, более того, нет четкого объяснения зачем это делается и какие ожидаются последствия.
3. Если проводить параллели с зарубежным опытом, то он настолько многообразен, что в нем можно найти подтверждение многих вещей. Структура на основе укрупненных «школ» вполне легитимная, практикуется в ряде американских исследовательских университетов. Другое дело, каким образом это будет реализовано в МГУ, кого с кем сольют и насколько все это уживется.
4. Ну и, наконец, любая оптимизация – это так или иначе сокращение персонала. Сейчас оптимизация началась в американских университетах – ничего не поделаешь, у университетов огромные экономические потери».
Доктор физико-математических наук, профессор МГУ: «Нельзя отрицать, что Виктор Антонович Садовничий сыграл важнейшую роль в том, что МГУ сохранился как ведущий университет России в 1990-е и 2000-е годы. Благодаря ему, построена великолепная Фундаментальная библиотека, два новых замечательных учебных корпуса. Вместе с тем, очевидно, что реорганизация административной структуры МГУ назрела и перезрела. Особенно это касается дисциплин социально-экономического, политического и гуманитарного профиля. Действительно, есть Факультет журналистики и, одновременно, Высшая школа телевидения. Но почему все это делается без обсуждения с коллективом!? К тому же я сильно сомневаюсь, что организуемые «научные школы» будут именно научными. Честно говоря, в МГУ сегодня почти не осталось по-настоящему выдающихся научных лидеров. Эта административная реформа приведет просто к созданию еще одной бюрократической надстройки».
Кстати, заметим, что именно в узком смысле научная школа как объект управления – это абсурд, так как нельзя формализовать само понятие «научная школа». Это, примерно, то же самое, что и понятие «русская (российская) интеллигенция» – все вроде бы чувствуют, что это такое, но сформулировать не могут. В ход идут всякого рода образные сравнения, многочисленные исторические реминисценции и проч., и проч. Такой обходной маневр хорош для публицистики, но не для государственной машины и не для конкретного столоначальника в правительстве, который будет подписывать «расходный ордер». Неслучайно, в начале нулевых в России насчитывалось около 700 научных школ!
Доктор биологических наук, бывший сотрудник МГУ. «Виктор Антонович, конечно, «самодержавный» глава университета. Факультеты МГУ лишены статуса юридического лица, а руководители кафедр не выбираются, а назначаются. Все финансовые, - и не малые! – рычаги сосредоточены у него. Факультеты в этом смысле бесправны. В таком стиле он и проводит нынешнюю анонсированную административную реформу. Это только усложнит управляемость университетом. К тому же главам школ понадобится свой административный аппарат. Бюрократия размножается почкованием! И здесь не надо искать, какой-то глубокий смысл, стремление улучшить структуру университета. реформа преподносится администрацией университета как «решенное наверху» дело».
Напомним, что еще в январе 2019 года на заседание попечительского совета МГУ Владимир Путин поднимал вопрос о дублирующих направлениях университета: «Когда идёт просто клонирование кафедр и факультетов по одним и тем же специальностям, наверное, здесь возникают издержки. <…> Вот образование экономиста можно получить сразу на трёх факультетах МГУ, менеджера – на семи. При этом дипломы одинаковые, а знания разные? Это просто надо понять, насколько это эффективно, надо посмотреть. Здесь катастрофы никакой нет, но это требует, безусловно, внимания».
Президент мягко пожурил, ректор принял к исполнению. Университетская демократия и автономность, одним словом. «Вокруг этих вопросов мы думаем, но решение будет принято на Совете трудового коллектива – высшем органе управления Московским университетом. Это более тысячи людей. Почему мы сейчас не обсуждаем – надо нам собраться, наверное, мы в сентябре соберемся и примем программу развития», - подчеркивает Виктор Садовничий. Надо ли говорить, как проголосуют эта тысяча.
комментарии(1)
0
dlz 20:14 30.04.2020
Университет, к сожалению, все больше самоконсервируется. Современное общество все сплошь интердисциплинарно. Для строительства больниц в Германии готовят специалистов по специальности "врач-инженер". Но вы попробуйте найти подобного специалиста в нашей стране. Наука экономика давно опирается на очень сложный математический аппарат, а физика - на Принцип Неопределенности Гейзенберга. Но только в нашей стране экономика считается до сих пор наукой "гуманитарной", а физика - "точной".