Помимо лидерства по количеству публикаций, Китай также сокращает разрыв в показателях качества исследований. Фото Reuters
Китай вышел в мировые лидеры по числу публикаций в научно-технической сфере и опередил по этому показателю США. Об этом в августе сообщила японская газета Asahi Shimbun. Эта информация основана на выводах отчета о работе группы ученых Национального института научно-технической политики (NISTEP) Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники Японии.
Куда выводят кривые
Оценка возможностей Китая в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) проводилась по количеству связанных с этим статей, опубликованных в научных журналах в мире. Выход в лидеры по публикациям объясняется прежде всего существенным ростом в стране общих расходов на НИОКР – как по темпам роста, так и по объемам.
В исследовании японские ученые отбирали статьи в области естественных наук, опубликованные примерно в 10 тыс. научных журналов за три года, с 2016-го по 2018-й. За этот период было опубликовано примерно 1,54 млн научных статей по данной тематике.
Из них публикаций китайских авторов было 306 тыс., или 19,9% от общего числа, а авторов из США – 18,3%. Германия заняла третью строчку – 4,4%, за ней – Япония, 4,2%.
NISTEP – весьма известный исследовательский институт при правительстве Японии. С 2001 года при реорганизации структуры правительства под новые задачи перед вызовами ХХI века он был введен в структуру Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники Японии. Нынешнее название институт носит с 1988 года. Его предшественником был Национальный институт ресурсов с довольно узкой сферой деятельности. С 2001 года NISTEP быстро сформировался как центр анализа процессов в научно-технологической сфере.
Проблема публикационной активности ученых той или иной страны в интересует многих заказчиков как в Японии, так и за рубежом. Поэтому сотрудники NISTEP начали анализировать позиции Японии в сравнении с другими странами еще с начала 1980-х годов. За последние 10 лет примерно раз в три года регулярно публикуются доклады с оценкой тенденций в этой сфере.
Подъем Китая на общее первое место в мире по количеству публикаций научных работ отмечен в первый раз.
Весьма наглядно характеризуют обстановку сравнительные графики числа публикаций, связанных с НИОКР четырех названных выше стран, с 1981 по 2018 год. Кривые Германии и Японии за эти годы почти одинаково незначительно растут с 35 тыс. до 43 тыс. График США вырос почти вдвое за эти годы до нынешних около 300 тыс. публикаций. О многом говорит график доли роста числа публикаций КНР – с почти нулевого в 1981 году до 8,6% 10 лет назад и стремительным ростом, практически по экспоненте, до нынешних 19,9%.
Спасибо Дэну
Эти показатели – результат начатых в декабре 1978 года в Китае экономических реформ политического гуру КНР Дэн Сяопина. Основой реформ была «Программа четырех модернизаций: Сельское хозяйство. Промышленная индустрия. Национальная безопасность. Наука и технологии». Формировалась ориентированная на экспорт структура промышленности, позволившая обеспечивать и национальную безопасность.
Раздел «Наука и технологии» включал подготовку кадров, а на это нужно время. По инициативе Дэн Сяопина в начале 1980-х годов начала активно развиваться практика отправки молодежи Китая на учебу за рубеж. Поскольку отношения с СССР по политическим мотивам к тому времени сознательно были испорчены, успешные молодые китайцы направлялись учиться в США. Тем более что учиться было нужно управлять «рыночной экономикой».
Многие в тогдашнем руководстве КНР высказывались против посылки молодежи за рубеж, считая, что это будет способствовать «утечке мозгов». Совершенно оправданно они полагали, что молодые китайцы соблазнятся высоким уровнем жизни в США и будут стремиться остаться за океаном. Дэн Сяопин аргументировал свою позицию тем, что останутся далеко не успешные, а вернутся лучшие, для которых важен успех Китая как родины. В пример он приводил китайцев из французских физиков-ядерщиков, переживших мировую войну во Франции и все свои знания в конце жизненного пути вложивших в развитие ядерной энергетики КНР.
Начатая Дэн Сяопином программа направления китайской молодежи учиться за рубежом сохраняется и сейчас. Правда, с некоторыми сложностями в связи с экономическими проблемами между Вашингтоном и Пекином. Однако, как отмечала недавно японская газета Asahi Shimbun, «около 320 тыс. китайских граждан в настоящее время учатся в Соединенных Штатах, больше, чем в любой другой стране, что позволяет им находиться на переднем крае избранных ими научных дисциплин и публиковать свои исследования».
На фоне стремительного роста ВВП Китая, особенно с начала ХХI века, происходит массовое вливание денежных средств государством в научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты. Поэтому расходы китайских университетов на исследования выросли в 10 раз по сравнению с восьмилетней давностью. За тот же период расходы Японии, США и стран Европы выросли только на 80%, констатируется в докладе NISTEP.
Можно посчитать, что выход КНР на первое место обусловлен тем, что не очень тщательно по критерию качества отбирались статьи для анализа. Сомнения может вызвать и их общее число – 1,54 млн. Но эти сомнения снимаются в докладе NISTEP констатацией, что Китай также сокращает разрыв в показателях «качества исследований». Так, в категории высокоцитируемых статей доля Китая составляла 22,0%, уступая только Соединенным Штатам с долей 24,7%. «Вполне вероятно, что Китай опередит Соединенные Штаты в этой категории через два-три года», – отмечают аналитики NISTEP.
Корреспондент газеты Asahi Shimbun, ссылаясь на данные доклада, с сожалением отмечает, что по показателям числа высокоцитируемых статей у Японии сохраняется тенденция к снижению. 20 лет назад Япония занимала четвертое место с 6,1%. 10 лет назад – пятое место (4,5%), а по последним данным – только девятое место с 2,5%. Этот факт газета приводит без комментариев.
Прощай, японоведение
Доклад NISTEP – весьма объемный и подробный. Возможно, что он будет издан. Судя по материалам сайта NISTEP, основной его задачей был поиск перспективных направлений научно-технических прорывов в мире, но прежде всего в самой Японии. Этому и служит система сбора тем и предварительной оценки публикаций об исследованиях ученых. На следующем этапе – поиск клиентов в деловом мире Японии, где идеи ученых могут быть внедрены.
В 1980-х годах в Японии действовала научно-техническая корпорация по продвижению новых технологий. Уставной фонд ее формировался взносом государства и ряда частных компаний и фирм. Ее сотрудники искали технологические разработки в исследовательских департаментах университетов, институтов и частных компаний. Оказывали помощь авторам в регистрации патентных прав, искали партнеров в деловой сфере по внедрению изобретения в производство. В случае успеха выплачивался гонорар авторам, часть дохода с реализации шла корпорации. Если проект оказывался убыточным, компании-участнице выплачивались расходы на налаживание производства. Все по условиям договоров. Возможно, что эта корпорация действует и сейчас в сотрудничестве с NISTEP.
В самой Японии доклад, судя по тому, что выполняется долгосрочный проект, востребован. В России, насколько мне известно, такого проекта нет, огромный массив библиометрической, патентной и науковедческой статистики остается втуне. А российское японоведение с начала 1990-х годов находится в процессе тихого умирания.
В 1970–1980-х годах во многих страноведческих институтах СССР были подразделения Японии. Сильные школы политологов, экономистов, юристов, социологов. Вспоминаются научные дискуссии во время ситуационных анализов по связанным с Японией проблемам в Институте мировой экономики и международных отношений, проводимых академиком Евгением Примаковым. В институте была богатая систематизированная библиотека японских научных изданий. Был в штате человек, следивший за ней. С началом перестройки трудно было найти даже ответственного за ключ от помещения, где располагается эта библиотека. Обнаружился только в наборе пожарных ключей.
В других институтах прервались по нашей вине научные связи с японскими университетами и учеными. Перестали направляться наши аспиранты в годичные командировки в Японию, свертывались обмены научными изданиями между институтами.
Весьма сильный по составу Всесоюзный научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ) направлял ученых в Японию, кандидатов экономических наук со знанием японского языка. Они поддерживали связи с японскими институтами, ВНИКИ обменивался научными изданиями. Японские периодические справочные издания и многие труды японских авторов занимали видное место в библиотеке ВНИКИ. Перестройка в институте началась с ликвидации японского направления и большой его библиотеки японских изданий. Прошла приватизация института, сейчас это акционерное общество, выполняющее заказы.
В Институте Дальнего Востока РАН Центр японских исследований размещался в большом торцевом зале этажа, где были рабочие места аспирантов и технического персонала и, главное, богатая библиотека, в том числе и редких японских изданий, подарков от японских ученых. В годы перестройки ИДВ РАН выжил только за счет сдачи в аренду помещений института. Пришлось уплотняться. За счет ликвидации библиотек и сокращения штата.
Можно перечислять все страноведческие институты страны. Уходили из жизни ветераны, а с ними научные библиотеки и личные архивы. Пропадали и тылы страноведения, в первую очередь переводческие коллективы научных трудов, государственных издательств «Наука» и «Прогресс».
Китай в программу своих четырех модернизаций не случайно включил раздел «Наука и технологии», при этом подразумевалась активная государственная помощь науке. Но «наука» имеет много секторов. Нам, как мне кажется, уже пора вспомнить и о страноведческих институтах.
комментарии(0)