0
4995
Газета Интернет-версия

09.03.2021 22:21:00

Почему так и не влетела наземно-воздушная амфибия

Уникальное транспортное средство в поисках экологической ниши

Тэги: техника, технологии, истоия, экраноплан, нва


3-14-2480.jpg
Области применения наземно-воздушных
амфибий практически неограниченны. Они
могут стать элементом инфраструктуры
Северного морского пути...
Российское научно-производственное объединение «Эколен» из Нижнего Новгорода в свое время разработало проект нового высокоскоростного транспортного средства многоцелевого назначения – это наземно-воздушная амфибия (НВА). Проект был доведен до стадии готовности строительства опытных образцов. Но, к сожалению, российское государство не смогло профинансировать всю программу. Поэтому проект так и остался проектом. Но еще раз напомнить про его существование не помешает и сейчас – слишком уникальный набор качеств заложили в него конструкторы.

НВА предназначается для круглогодичной эксплуатации на реках, водохранилищах, озерах, морях, прибрежных акваториях Северного Ледовитого океана, в тундре, пустыне в малодоступных районах Сибири и Дальнего Востока.

Для базирования НВА подойдет сравнительно ровный берег, асфальтовые и бетонные площадки, природные водоемы, песчаные, снежные или ледяные поверхности. При этом не надо строить аэродромы, дороги, мосты, тоннели, электростанции. Его скорость сопоставима со скоростями самолетов и может достигать почти 700 км/ч при нагрузке от 1,2 до 750 т.

Эти аппараты считаются вторым поколением экранопланов. К первому относится «Орленок» со взлетным весом 120 т и 450-тонный «Лунь». Главным конструктором этих экранопланов был Ростислав Алексеев. Его идеи и были положены в основу проекта НВА.

Самолеты имеют большую скорость и низкую грузоподьемность. Морские и речные суда, наоборот, могут перевозить большие грузы, но с малой скоростью и преимущественно летом. У вертолетов маленькая дальность, грузоподьемность и скорость. Зато они могут сесть там, где не сможет приземлиться самолет. НВА же как бы синтезирует все достоинства перечисленных транспортных средств. Но эта амфибия отличается от экранопланов и экранолетов и конструктивно, и по возможности их применения.

3-14-3480.jpg
НВА незаменимы при ликвидации
экологических и техногенных катастроф...
Надо напомнить, что зкранопланы первого поколения работают в двух средах: на воде и в воздухе, плотность которых отличается друг от друга более чем в 800 раз. Поэтому аппараты строились с утолщенными корпусами, способными выдержать напор водной стихии, и с мощнейшей энергетикой, необходимой для того, чтобы вырвать корабль из воды и поднять его в воздух.

Кроме того, все проекты использовали и совершенствовали прежде всего самолетную схему. Но при такой довольно-таки сложной конструкции была получена транспортная эффективность менее 12% от взлетного веса.

Конструкторы наземно-воздушной амфибии отказались от самолетной схемы. Многократное по сравнению с крылом увеличение нижней поверхности НВА позволяет использовать эффект экрана полностью. Кроме того, амфибия, поднимаясь вертикально над любой поверхностью, разгоняется только в газовой среде, что позволяет уменьшить толщину ее корпуса и снизить энерговооруженность почти в три раза по сравнению с экранопланом «Орленок».

Полное использование экрана позволяет увеличить грузоподъемность в 2,5 раза. А это значит, что НВА-120 (взлетный вес – 120 т) способна взять на борт до 60 т полезного груза вместо 25 т, которые смог бы поднять, например, Boeing-747. Что же касается более крупных амфибий, то они смогут брать груз, составляющий 70% от взлетного веса! Это означает самую низкую себестоимость перевозки тонны грузов на каждый километр по сравнению с самолетом, дизельным сухогрузом, железной дорогой и даже автомобилем. При этом амфибийные качества НВА обеспечивают бесперевалочную доставку грузов в любое место земного шара. Топливная эффективность также снижается по сравнению с «Орленком» почти в три раза – до 214 кг топлива на тонну взлетного веса.

3-14-4480.jpg
...могут работать в тундре и труднодоступных
районах. Фото из архива НПО «Эколен»,
Нижний Новгород
Оптимальная высота движения НВА-120 – до 2 м от поверхности, а для более крупной модификации, НВА-5000, она составляет почти 37 м, хотя летательные аппараты этого типа могут набирать высоту до 3 тыс. м. Естественно, что в этом случае резко возрастает расход топлива и уменьшается эффект экрана, но после перелета через препятствие НВА опускается в зону действия экрана и продолжает движение в наиболее эффективном режиме.

Преимуществом амфибии является также модульность конструкции. К одному центроплану прилагается комплект модулей, которые автономно будут загружаться и разгружаться. В них можно будет разместить мини-заводы, электростанции, жилье, пищеблоки. Практикуемый сегодня вахтовый метод добычи нефти, например, приобретет более цивилизованный облик. Немаловажное значение имеет тот факт, что НВА весьма экологична. Ведь удельное давление под крылом амфибии составляет всего 180–250 кг/м2. Для сравнения: нога человека в ботинке давит на землю с силой 1300 кг/м2. Этот факт очень важен при эксплуатации в тундре, где слабые травяные покрытия легко повреждаются и с трудом восстанавливаются.

НВА может эксплуатироваться практически круглый год, в дождь и снег, ночью и днем с крейсерской скоростью от 140 до 250 км/ч. Эффективность эксплуатации амфибии также высока – от 6 до 13 часов в сутки. В автономном плавании НВА может находиться в зависимости от запасов топлива и питания до семи суток и при удалении от базы до 1000 км. Вот почему на базе НВА можно создать корпус быстрого реагирования для выполнения миротворческих задач ООН. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Истина на кончиках пальцев

0
793
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
4861
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
8900
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
10258

Другие новости