Неандертальцы задолго до встречи с нашими предками угасали как вид. Встреча с представителями вида Homo Sapiens и появление общих детей лишь продлили агонию. Фото Бенуа Брюммера
Наши далекие предки, которых уже можно считать современными людьми в антропологическом смысле, мигрировали из Африки. Во время этого африканского исхода они столкнулись на Ближнем Востоке, а затем в Европе и Сибири со своими предшественниками в лице жителей долины реки Неандер, притока Рейна.
Представители двух видов жили бок о бок около 50 тыс. лет и неизбежно вступали в половые контакты, как до них это делали неандертальцы и денисовцы (вымерший вид людей, денисовцы обитали на Алтае и в Тибете). Благодаря этому часть древнего генома осталась и в наших генах. По разным оценкам, в геноме современного человека «затесалось» от 2 до 6% неандертальских генов.
На протяжении последнего столетия выдвигалось много гипотез, связанных с исчезновением неандертальцев с исторической арены. Журнал PLOS One опубликовал статью ученых Марсельского университета, полагающих, что дело было связано с гемолитической желтухой новорожденных, развивающейся в результате отсутствия у матери резус-фактора. Результатом этого становится появление в крови матери белковых антител против резусного белка, которые и разрушают эритроциты (красные кровяные клетки) новорожденного. Сегодня таким младенцам делают переливание крови, чем и спасают их, а будущих родителей предупреждают о резус-факторе.
В качестве доказательства французы привели данные сравнения генома денисовца и трех неандертальцев, определяя наличие не только резусных генов, но и еще шести факторов определения групп крови. По ходу исследования выяснилось также, что некоторые варианты (аллели) генов, определяющих состав известных групп крови АВО, защищают организм от кишечных вирусных инфекций. Выявилась также и связь неандертальского резуса с двумя аллелями современных аборигенов Австралии и Папуа Новой Гвинеи.
Авторы статьи видят причину вымирания неандертальцев в резусной желтухе, которая притормаживала – по сравнению с нашими предками – скорость размножения неандертальцев и плодовитость их женщин. Геномщики относительно давно высказывали мнение о том, что жители долины Неандера задолго до встречи с нашими предками угасали как вид. А встреча с представителями вида Homo Sapiens и появление общих детей лишь продлила агонию.
Желтуха определяется как отложение в кожных покровах билирубина – «красного» продукта распада, пигмента желчи, представляющей собой смесь желчных кислот, вырабатываемых печенью. Печень является самой большой железой кишечного тракта и во внутриутробном состоянии участвует даже в кроветворении (печенью зародышей пытались даже лечить жертв Чернобыля, у которых отказал свой костный мозг).
Неудивительно, что сотрудники токийского университета Кейо обратили внимание на новую выделенную ими желчную кислоту, которая благотворно влияет на состояние кишечного микробиома у 100-летних людей. Статья об этом исследовании опубликована в журнале Nature. Основную роль, как оказалось, играет литохолевая кислота (LCA), название которой составлено из слов «камень» и «желчь» (сравнить: литосфера, холецистит – воспаление желчного пузыря).
Вывод о роли LCA был сделан на основе исследования 68 бактериальных изолятов 100-летних долгожителей. Выяснилось, в частности, что производителем литохолевой кислоты является бактерия Odoribacter. LCA – естественный антибиотик, подавляющий рост болезнетворных грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, включая клостридий и энтерококков, а также сальмонелл, вызывающих кишечные воспаления. Сходные результаты привели и сотрудники Висконсинского университета в г. Мэдисон (США).
комментарии(0)