Под научным руководством лауреата Нобелевской премии Константина Новоселова (второй слева) в России создается Лаборатория физики программируемых функциональных материалов. Фото с сайта www.mipt.ru
Наступили тяжелые кризисные времена в экономике всего мира, в том числе и в России. Наметившаяся тенденция снижения ВВП в стране с предполагаемыми в будущем невысокими темпами его роста, безусловно, скажется на финансировании образования, в том числе высшего. Несмотря на то что объем выделяемых средств по разделу «Образование» в рамках федерального бюджета запланировано повысить с 1,23 трлн руб. в 2022 году до 1,31 трлн руб. к 2024 году, доля расходов на образование от ВВП достигает беспрецедентно низкого уровня – 0,9–1,0%. Проблема недофинансирования – серьезное препятствие для инновационного развития высшего образования в России, направленного на достижение технологического суверенитета страны.
Стейкхолдеры на голодном пайке
Сегодня бюджетные и внебюджетные средства (платное образование, хоздоговорные научные исследования, фонды целевого капитала – эндаументы и проч.) позволяют вузам покрыть лишь текущие затраты, но не дают возможности полноценно осуществлять функциональную и финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями инновационного развития.
В 2021 году, в Год науки и технологий, объявленный президентом РФ Владимиром Путиным, Министерство науки и высшего образования РФ разработало проект поддержки высшего образования «Приоритет-2030». Он направлен на формирование группы университетов – лидеров в генерации новых знаний и создании технологий для внедрения в экономику.
Несмотря на амбициозность поставленных задач в программе «Приоритет-2030», предусмотренный объем финансирования не гарантирует их выполнение как по существу, так и по срокам. Получаемый 106 вузами базовый грант в сумме 100 млн руб. ежегодно составляет по большинству университетов от 1% до 2% их общего дохода. Это почти незначимое дополнение к бюджету, и помогает оно решать не глобальные, а текущие локальные проблемы.
В особую «касту» участников программы «Проект-2030» выделяются вузы, относящиеся к 1-й группе и претендующие на дополнительный специальный грант в размере от 142 до 994 млн руб. (помимо 100 млн руб. по обычному гранту). К ним относятся 10 университетов, составляющих помимо МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета авангард наиболее современных российских университетов. К сожалению, даже для них ежегодные доходы от НИОКР, причем с учетом получаемых грантов, в любом случае будут в разы меньше, чем у зарубежных университетов, входящих не только в топ-10, но и в топ-100 глобальных мировых рейтингов.
В соответствии с критериями программы «Приоритет-2030» предполагается объединение усилий университетов (в том числе финансовых усилий) с различными государственными структурами как федерального, так и местного уровня, а также с разнопрофильными вузами и исследовательскими центрами. Организационная форма такого объединения – консорциумы. Однако в условиях санкционной войны, объявленной России коллективным Западом, в полной мере рассчитывать на такой симбиоз для достижения успеха программы не приходится.
Эффективность функционирования стэйкхолдеров созданных (создаваемых) консорциумов во многих случаях ограничена их финансовыми и материальными ресурсами, недостаточным уровнем кадрового потенциала и порой незаинтересованностью реального сектора экономики, особенно бизнеса.
Бизнес и фундаментальная наука
В январе 2022 года в журнале Forbes Education мною была опубликована статья «Роль бизнеса в формировании новой парадигмы управления российскими университетами». Тезисы, изложенные в этой статье, особенно актуальны сегодня, когда отечественный бизнес должен выйти на новые рубежи, сосредоточив свои усилия на инвестиционной и производственной деятельности внутри страны. Обращаясь к бизнесу в своем Послании к Федеральному собранию, президент России подчеркнул: «Запускайте новые проекты, зарабатывайте, вкладывайте в Россию, инвестируйте в предприятия и рабочие места, помогайте школам и университетам, науке и здравоохранению, культуре и спорту» (курсив мой. – М.И.).
В новых, порой непредсказуемых экономических условиях высшей школе без участия бизнес-структур придется архитрудно.
Существующие в России модели взаимодействия университетов и бизнеса демонстрируют в целом недостаточную решимость и заинтересованность бизнеса вкладываться в научные исследования и разработки. А если это и происходит, то зачастую носит сугубо прикладной, а не фундаментальный, прорывной характер. В основном наши компании занимаются адаптацией уже разработанных за рубежом или в России результатов исследований, в том числе в собственных центрах и лабораториях. Для них такой способ получения инновационных продуктов, как правило, дешевле и не связан ни с какими временными или другими ограничениями.
С другой стороны, компании, особенно высокотехнологичные, не всегда доверяют научной компетенции специалистов вузов. Но времена меняются. Знаменательным событием в научной жизни России именно в Год науки и технологий стало создание на базе Московского физико-технологического института научных подразделений двух лауреатов Нобелевской премии по физике – Константина Новоселова и Андрея Гейма – выпускников этого замечательного вуза.
Под научным руководством Константина Новоселова при российском Центре изучения мозга и сознания создается Лаборатория физики программируемых функциональных материалов. Цель – получение фундаментальных знаний о человеческом мозге. При этом коммерциализация результатов работы лаборатории не предполагается. Лаборатория создана на частные средства в размере 500 млн руб. Грант выделил Владимир Потанин.
Вот и в Послании Владимира Путина к Федеральному собранию 21 февраля 2023 года не случайно, будем надеяться, подчеркивается значение фундаментальной науки: «В основе новых технологий практически всегда лежат фундаментальные исследования, когда-то сделанные фундаментальные исследования, и в этой сфере, так же как и в культуре – я хочу это подчеркнуть, – мы должны предоставить ученым, исследователям большую свободу для творчества. Нельзя всех загонять в прокрустово ложе результатов завтрашнего дня. Фундаментальная наука живет по своим законам».
Сейчас сложилась группа из числа богатейших людей России, которые образовали различные благотворительные фонды, в том числе спонсирующие образование и науку. Многие представители региональных бизнес-элит занимаются меценатством и благотворительностью. Однако доля выделяемых на благотворительность средств у нынешних олигархов зачастую очень незначительная и составляет в среднем не более 1% от общей прибыли принадлежащих им компаний. Это не идет ни в какое сравнение, например, с дореволюционными меценатами России, которые нередко тратили на благотворительность более половины своих прибылей.
В обмен на соучредительство
В непредсказуемых экономических условиях целесообразно внедрять новые формы управления университетами с участием бизнеса, когда последний принимает участие не только в управлении выстроенным им или уже существующим имущественным комплексом вуза (или части его), а участвует в управлении научно-образовательным учреждением в качестве соучредителя или собственника.
Речь идет о создании государственно-частных организаций высшего образования. Вузы генерируют знания, а участие бизнеса в управлении вузом в рамках государственно-частного партнерства будет способствовать формированию предпринимательской институциональной среды, обеспечивающей создание и распространение новых научных результатов и доведения их до стадии внедрения. Последнее является сегодня «ахиллесовой пятой» всей системы высшего образования в России. Именно на результативность (внедрение) образования и науки нацелены все университеты, участвующие в программе «Приоритет-2030».
Функционирование университета в статусе государственно-частной образовательной организации позволит, с одной стороны, создать новые рабочие места инновационного уровня. А с другой стороны, обеспечит новое качество подготовки специалистов: креативных, практикоориентированных и востребованных на рынке труда.
Высказанная идея не нова и была впервые озвучена в недалеком прошлом. В 2006 году президентом России был инициирован национальный проект «Образование». В его рамках бизнес приглашался к сотрудничеству на паритетных началах с государством.
Первым на такое обращение президента России откликнулся глава компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска, который предложил проект сотрудничества с Плехановской академией: финансирование академии в обмен на соучредительство в вузе.
На встрече главы государства с членами Российского союза промышленников и предпринимателей Дерипаска попросил разрешения сделать исключение для Плехановской академии в режиме эксперимента, присвоив ей статус автономного учреждения досрочно, до принятия соответствующего закона. Владимир Путин не высказал возражений. Тогдашний министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что вуз имеет все шансы получить этот проект.
Однако против проекта выступили Министерство экономического развития и Министерство финансов, а также часть вузовского сообщества в лице Совета ректоров России. Свою позицию они объяснили тем, что опасаются столь близкого доступа бизнеса к госсобственности, который чреват приватизацией высшей школы.
Но сегодня законодательная и экономическая ситуация изменилась. На федеральном уровне вся нормативно-правовая база для реализации проекта государственно-частного партнерства сформулирована: Закон о концессионных соглашениях от 21.07.05 г., Закон об автономных учреждениях от 03.11.06 г. и Закон о государственно-частном партнерстве от 13 июня 2015 года № 224-ФЗ. Это открывает возможности использования этих законов в высшем образовании. Появились сотни крупных и успешных частных компаний, осуществляющих определенную благотворительную и меценатскую деятельность, в том числе и в сфере образования и науки.
Несомненно, модель государственно-частного партнерства в вузе может быть разная. Хотя я уверен, что тот вариант, который предложил в свое время Олег Дерипаска, является наиболее приемлемым. Он в большей степени, чем какой-либо другой, мотивирует частного учредителя и, следовательно, инвестора вкладывать значительные средства в развитие университета, практически освободив государство от функции основного финансового «донора» высшего учебного заведения.
Участие частного соучредителя в государственно-частном образовательном учреждении будет связано не только и не столько с благотворительными (меценатскими) целями, сколько с осуществлением серьезного бизнес-проекта. Он предполагает ориентацию образовательной и научной деятельности на сотрудничество с бизнесом, государственными и другими структурами, в том числе зарубежными, через реальные проекты с последующим выведением их результатов на рынок.
Одновременно преимущественное развитие получит практикоориентированное обучение с учетом запросов работодателей и интересов университета. Это позволит наладить воспроизводство специалистов с инновационным предпринимательским мышлением как принципиально новый рыночный продукт человеческого потенциала. Причем адаптированного к постоянно меняющимся условиям и требованиям рынка труда и экономических реалий.
В одном из интервью в июне 2020 года министр науки и высшего образования Валерий Фальков посетовал на то, что частный бизнес в России покрывает расходы на образование примерно на 26%. А в Китае частный сектор берет на себя расходы на образование в объеме до 77% от всей потребности.
Авторитетное мнение руководителя высшего образования и науки в стране еще раз акцентирует внимание на необходимости более широкого привлечения бизнеса к развитию российского образования, прежде всего высшего. В то же время оно убедительно подтверждает актуальность и состоятельность предлагаемой нами модели управления вузом в формате государственно-частного партнерства.