Издержки для общества от проблем с избыточным весом и ожирением составят более 4 триллионов долларов в год к 2035 году, или 3% мирового ВВП. Фото Reuters
Согласно опубликованному докладу Всемирной федерации борьбы с ожирением (The World Obesity Federation, WOF), к 2035 году более половины населения планеты (51%, или более 4 млрд человек) будет иметь избыточный вес или страдать ожирением. Россию это касается тоже. Более чем в два раза с 2005-го по 2020 год выросло число подростков в России, получивших диагноз «ожирение». Такой вывод сделали ученые из Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко. Их статья опубликована в научном журнале «Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко» (№ 3, 2023).
Глобожирение
Агентство Reuters приводит слова президента WOF Луизы Бауэр: «Особую тревогу вызывает тот факт, что уровень ожирения растет быстрее всего среди детей и подростков». По оценке экспертов WOF, к 2035 году число детей, страдающих ожирением, может более чем удвоиться по сравнению с уровнем 2020 года – до 208 млн мальчиков и 175 млн девочек.
Так, в 36 странах Европы, которые участвовали в исследовании Европейской инициативы ВОЗ по надзору за детским ожирением, лишний вес зафиксирован у 29% мальчиков и 27% девочек в возрасте от семи до девяти лет.
Любопытное объяснение этого феномена приводит профессор факультета искусств и социальных наук Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) Дебора Лаптон: «Женщины влились в рабочую силу и стали меньше готовить дома здоровую пищу, дети и подростки все больше привыкают к сидячему образу жизни…»
Ничего удивительного, что в начале октября 2023 года бизнес-телекананал CNBC со ссылкой на расчеты аналитиков компании MediaRadar сообщал, что рекламные расходы производителей медпрепаратов для лечения ожирения и диабета в США выросли на 20% в годовом выражении. По их оценке, совокупные затраты фармацевтических компаний на рекламу таких лекарств в период с января по июль составили около 500 млн долл. Почти три четверти этой суммы, 358 млн, пришлось на четыре препарата, которые производят две компании большой фармы: датская Novo Nordisk и немецкая Boehringer Ingelheim. Спрос рождает предложение. За последние три месяца 2022 года американские медицинские учреждения выписали более 9 млн рецептов на эти препараты. И это в четыре раза превышает показатель начала 2020 года.
По экспертным оценкам, совокупные затраты фармацевтических компаний на рекламу препаратов для похудения в период с января по июль 2023 года составили около 500 миллионов долларов. Фото Reuters |
Кстати, в упомянутом выше отчете WOF отмечается, что издержки для общества от проблем с избыточным весом и ожирением составят более 4 трлн долл. в год к 2035 году, или 3% мирового ВВП.
Все это и многое другое заставляет специалистов говорить о глобальной «эпидемии ожирения», о «глобожирении». Этот термин употребляется для описания похожих тенденций роста в уровне ожирения среди населения аналогично тому, как распространение инфекционных заболеваний может быть описано как эпидемия.
Эпидемия ожирения охватывает все регионы мира, но в разных странах и регионах уровень ожирения может существенно отличаться. Страны с самым высоким уровнем ожирения – США (36,2% населения страдает ожирением), Иордания (35,5%), Саудовская Аравия (35,4%). Главные мировые центры ожирения – обе Америки, мусульманские страны, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия (The World Factbook (CIA) 2016–2020).
Любопытный штрих, который подчеркивает, что мы имеем дело именно с эпидемией, то есть заразным заболеванием. В 2006 году исследование, проведенное Гарвардским университетом, показало, что выходцы из других стран, переезжающие в США, рискуют потолстеть. Лишь 8% иммигрантов, которые живут в США менее одного года, обладают лишним весом. Среди тех, кто прожил в США более 15 лет, доля полных составляет 19%. (Для американцев на тот момент этот показатель был равен 22%.)
А вот меньше всего людей с ожирением в странах Азии и Африки. Во Вьетнаме – всего 2,1%, в Бангладеш – 3,6%, в Тиморе – 3,8%. Недоедание, недостаток калорий – первое, что приходит на ум в качестве объяснения. Но вот Япония тоже вошла в список лидеров «худощавого мира» – 4,3% населения с ожирением. А ведь в Японии явно проблем с калориями, а тем более с голодом, нет.
«Мы толстые, и мы счастливы»
Как бы там ни было, динамика фэт-пандемии (англ. fat – «толстый») в последние десятилетия значительно ускорилась.
В 2012 году британские исследователи оценили общий вес населения Земли. У них получилось 287 млн т. Средний взрослый человек весит 62 кг, причем в США этот показатель выше на треть. То есть если бы во всем мире средний вес взрослого человека был таким же, как в США, это было бы равнозначно увеличению населения на 1 млрд человек.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2016 году в мире более 1,9 млрд взрослых имели избыточную массу тела, а более 650 млн страдали ожирением.
Впрочем, с определением «страдали ожирением» надо быть осторожным. Как волны ковида породили движение антиваксеров, отрицателей прививок, так и глобожирение породило такое, уже можно сказать, политическое движение, как фэт-активизм. Одна из икон этого движения Эллисон Митчелл манифестирует: «Мы разрушаем стереотипы. Мы в пух и прах разбиваем идеи о том, что тучные женщины – жертвы, или что девочка должна быть худенькой, если хочет заполучить себе мальчика, или что толстушки должны носить мешковатые балахоны. Мы толстые, и мы счастливы – почти всегда» (Дебора Лаптон. «Жирные». – М.: НИУ ВШЭ, 2021).
Конечно, счастливым быть не запретишь. Толстые, жирные, с избыточным весом, корпулентные, полные, тучные, body positive – все имеют право быть счастливыми. По крайней мере ощущать себя таковыми. Пусть и в результате интенсивного самовнушения…
Но вот исследование, опубликованное еще в 2005 году в американском New England Journal of Medicine. Ученые Университета Иллинойса в Чикаго показали, что ожирение сокращает жизнь человека на срок от 2 до 5 лет. Их вывод основан на анализе медицинской статистики за полвека. Ожирение в США уносит больше жизней, чем сердечно-сосудистые или онкологические заболевания.
Пол Лаурсен из Технологического университета Окленда в Новой Зеландии, один из авторов статьи, опубликованной в журнале Frontiers in Public Health (2017), отмечал, что даже легкая форма ожирения повышает риск развития диабета, нарушения метаболизма. Так, от легких или тяжелых форм ожирения и сопутствующих им проблем страдают 90% мужчин, от 71 до 81% женщин и 50% детей в таких странах, как США, Исландия, Новая Зеландия и Греция.
Но фэт-активистов подобного рода статистика не убеждает. Австралийка, профессор Дебора Лаптон с явной симпатией к ним пишет: «К выдающимся представителям критического биомедицинского лагеря относятся американцы Глен Гессер, инструктор по лечебной физкультуре, написавший книгу «Большая жирная ложь: правда о вашем весе и здоровье», Пол Кампос, ученый-юрист и автор книги «Миф об ожирении: Почему одержимость американцев своим весом вредит здоровью», и Дж. Эрик Оливер, политолог, перу которого принадлежит книга «Политика жира: Что скрывается за эпидемией ожирения в Америке»... Хотя все эти авторы пишут в основном в расчете на широкую аудиторию, они также публиковались в уважаемых медицинских и научных изданиях, таких как New Scientist и The International Journal of Epidemiology, и в академических монографиях... Они утверждают, что дискурс борьбы с ожирением базируется на ошибочной интерпретации данных или излишних обобщениях…»
Другими словами, против реальности глобожирения выступают фитнес-инструкторы, юристы, политики, политологи… «медиотические интеллектуалы» (Ги Дебор), которые, впрочем, не забывают «прислоняться» и к авторитету «уважаемых медицинских и научных изданий, академических монографий». Идет борьба за дискурс: число «жирных» действительно растет во всем мире, но это нельзя считать «эпидемией ожирения».
Причина – в гипоталамусе
Естественно, возникает вопрос: в чем причина глобожирения? Хрестоматийные объяснения специалистов сводятся к тому, что эпидемия ожирения связана с изменениями в образе жизни. Сюда включаются недостаток физической активности, неправильное питание, потребление высококалорийной пищи с высоким содержанием сахара и жиров. Генетическая предрасположенность также может играть роль в развитии ожирения. Но если исключить генетический фактор (например, установлено, что обладатели аллея 7R гена DRD4 существенно больше других склонны к избыточному весу), что провоцирует людей к такому типу поведения? На этот счет есть и не такие банальные гипотезы.
В 2011 году журнал Obesity Reviews опубликовал отчет об очень любопытном исследовании. Обнаружено, что распространение ожирения в развитых странах может быть связано с… отоплением помещений в холодный период года. Как отмечала руководитель исследования Фиона Джонсон из Университетского колледжа Лондона, в последние десятилетия наблюдается тенденция к плавному повышению температуры в американских и британских домах на протяжении отопительного сезона. Выработанная в связи с этим привычка проводить зимой время в помещениях с центральным отоплением или кондиционером сужает температурный интервал, в котором житель западной страны чувствует себя комфортно. Следовательно, люди стараются меньше выходить из дома и редко подвергаются действию умеренного холодового стресса, который заставляет организм интенсивно расходовать жир для теплопродукции. В результате энергетический баланс смещается в сторону накопления жира, а не производства энергии, что ведет к повышению массы тела.
Кроме того, выяснили исследователи, недостаточное действие низкой температуры приводит к снижению общего объема бурой жировой ткани в организме. В отличие от белой жировой ткани, способной только запасать жиры, эта ткань способна «сжигать» запасы, производя тепло. Таким образом, привычка к постоянному пребыванию в тепле снижает не только потребность организма в теплопродукции, но и возможность ее осуществлять.
Авторы другого исследования показали, что мужчины интенсивнее набирают излишний вес в жаркую погоду: солнечный свет стимулирует гормон голода. Почему солнечный свет работает так выборочно и неполиткорректно, не возбуждая голод у женщин, не сообщается.
А тут еще и пандемия ковида. Врач-диетолог, член Национальной ассоциации диетологов и нутрициологов Марина Макиша в интервью URA.RU в 2021 году отметила, что, по данным опроса населения, во время пандемии приблизительно 50% граждан набирали вес. «После того как карантин сняли, из этих 50% где-то 30% более или менее пришли к тому весу, который был до карантина. Остальные с этими наеденными килограммами так и остались жить дальше», – пояснила эксперт.
Это, так сказать, внешние причины, толкающие людей к фэт-поведению. Но есть и внутренние факторы, которые слабо поддаются контролю или вовсе не поддаются.
Группа ученых под руководством Лисио Веллозо из Университета Кампинаса (Сан-Пауло, Бразилия) экспериментально установила, что возможная причина патологического ожирения – гибель группы нейронов в гипоталамусе, которые отвечают за чувство насыщения. При повышении уровня липидов в крови иммунные клетки центральной нервной системы – микроглии – начинают вырабатывать провоспалительные вещества, которые негативно влияют на нейроны гипоталамуса. В конечном итоге нервные клетки погибают. Нарушения возникают задолго до того, как человек начинает набирать вес.
Полная Россия
В сентябре 2023 года в правительстве РФ приступили к рассмотрению вопроса о признании ожирения социально значимым заболеванием. И объективные обстоятельства к этому имеются.
Так, в Москве, согласно упомянутому выше отчету Европейской инициативы ВОЗ по надзору за детским ожирением, более 25% семилетних мальчиков и более 20% их сверстниц страдают лишним весом.
В июне 2023 года агентство Интерфакс приводило данные по мониторингу ожирения среди граждан РФ. На заседании Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России Оксана Драпкина сообщила: «Мониторинг, который ведется с 1993 года, показывает, что ожирение в 30 регионах РФ имеет тенденцию к увеличению, особенно эта тенденция выражена у мужчин». В 1993 году показатель распространенности ожирения в России среди мужчин составлял 8,3%, среди женщин – 23,2%. В 2013 году он составил 26,9% среди мужчин и 30,8% среди женщин. В 2017 году показатель распространенности ожирения среди мужчин вырос до 28,1%, среди женщин – до 32,1%. В 2021 году он составил 30,1% среди мужчин, 36,7% – среди женщин.
Драпкина связала эту динамику со структурой питания россиян: мы не добираем овощей, фруктов и круп, у нас крайне низкое ежедневное потребление бобовых. При этом отмечается высокое потребление красного мяса, сладостей, солений и переработанной мясной продукции.
Но отнести к гурманам, гастрономам, обжорам россиян нельзя. Часто или почти всегда переедают лишь 9% россиян, среди граждан в возрасте 35–44 лет этим грешит каждый восьмой (12%), свидетельствует телефонный опрос ВЦИОМ, проведенный 22 сентября среди 1600 респондентов от 18 лет. Исследование показало, что излишнее чревоугодие по праздникам или во время отпуска позволяют себе 45% респондентов, чаще в таком отношении к еде признается молодежь 18–24 лет (54%). Не допускают переедания 46% респондентов, наиболее строгими к себе в этом отношении оказались люди в возрасте от 60 лет (57%).
То есть переедание у нас носит дискретный, импульсный, если можно так сказать, характер.
Русский географ и этнограф Лев Гумилев во многих работах отмечал, что Западная Европа отделяется от евразийского пространства нулевой изотермой января (к востоку от этой границы средняя температура января отрицательная, к западу – положительная). Совпадает эта изотерма – почти точно – с границей с Прибалтикой, через Западную Белоруссию и Украину до Черного моря. Всего-то – один градус! А меняется весь социальный, технологический, культурный образ жизни огромных людских коопераций.
Повышенные энергетические затраты организма на выживание в условиях, когда «полгода зима, а полгода – подготовка к ней», для большей части регионов России, возможно, компенсируют пока (вспомним про «теплолюбивых» жителей Британских островов) такой характер питания. Суровый климат (среднегодовая температура воздуха в России составляет 5,5°С ниже нуля) – наше спасение от глобожирения?