0
9010
Газета Интернет-версия

24.09.2024 18:07:00

Ксенотрасплантологи «подсунули» пациенту нужный иммунитет

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: здоровье, сердце, биология, анатомия


11-14-3480.jpg
Исследование изменений в клетках сердца
свиньи.  Иллюстрация Physorg
Уроженец Капской области, то есть мыса («капа») Доброй Надежды, Кристиан Барнард работал над решением проблемы инфекционного менингита. Но подспудно в нем зрела совсем иная идея, зароненная успешным опытом российского биолога Владимира Демихова. Один из основателей трансплантологии, Владимир Петрович в своем самом интригующем опыте пересадил в подвале больницы имени Склифосовского голову щенка взрослой собаке. Барнард специально приезжал в 1960 году в Москву, чтобы «подзарядиться» от Демихова уверенностью в возможности пересадки органов от одного человека к другому.

Через семь лет Кристиан Барнард впервые в мире пересадил сердце Дениз Дарваль 54-летнему Луису Вакшанскому, который прожил после этого почти три недели и умер от пневмонии. Иммунологи выяснили, что у мужчины была подсажена иммунная система вследствие применения довольно грубых иммунодепрессантов.

Вскоре из грибков был выделен циклоспорин, а затем появился гораздо более «мягкий» такролим из разряда макролидов, к которым относится и эритромицин. Пересадки с хирургической точки зрения «встали на поток». Однако мировая трансплантология столкнулась с острой нехваткой органов и тканей для трансплантаций.

Ситуация усугубляется тем, что далеко не все органы и ткани людей, имеющиеся в распоряжении международных банков, оказываются приемлемыми для пересадки в силу несходства данных генетического и имммунотипирования. Поэтому часто дорогостоящие поиски подходящего донора оказываются безуспешными. Например, в США было установлено, что почки афроамериканцев в силу исторического расхождения двух ветвей развития человечества не подходят людям европейского происхождения. И это несмотря на мощные иммунодепрессанты, то есть подавители иммунитета.

Неудивительно, что решение проблемы на фоне существенного прогресса иммунологии и биоинженерии увидели в использовании почек и сердца свиней одного из видов. Они по своим размерам и клеточному составу максимально сходны с таковыми у человека. Оставалось только решить проблему подавления межвидового отторжения.

Дополнительный импульс энтузиазму биотехнологов придало открытие микробных систем редактирования вирусных генов, используемых бактериями и кокками в борьбе в атакующими их бактериофагами. Сначала удалось выключить один ген поверхностных антигенов свиней, затем – 10. На сегодня рекорд достигает 59! В прошлом году пришло сообщение о том, что пять макак, которым пересадили генетически модифицированные почки свиней, прожили более года.

Исследователь Макс Козлов рассказал в журнале Nature об уроках ксенотрансплантации – пересадки органов между разными видами. Он начал с «истории болезни» 62-летнего Р. Слэймана, который прожил после операции, проведенной в бостонском общем госпитале, всего два месяца. Но, подчеркивает Козлов, не по причине, связанной с процедурой как таковой.

К этому вскоре были добавлены еще два случая, исход которых разочаровал врачей, рассчитывавших на более длительный успех. В этом их убеждали результаты, полученные на приматах. Одну из причин ксенотрансплантологи видят в очень тяжелом исходном состоянии всех трех пациентов, лечение которых было безуспешным, почему они и умоляли пересадить им свиные органы. Таков случай с пересадкой печени в 2022 году, после чего человек прожил 10 дней. 57-летний Д. Беннет, получил свиное сердце, которого «хватило» всего на два месяца. Л. Фосетт, получивший сердце свиньи в 2023 году, ушел через 40 дней.

В Университете Мэриленда видят в двух случаях летального исхода после ксенотрансплантации перенесенные пациентами инфекции еще до операции. Врачи, готовившие Беннета к операции, использовали иммунотерапию, хорошо зарекомендовавшую себя при лечении рака груди.

Анализ, проведенный позже, показал, что иммунная система Беннета среагировала на некоторые чужеродные антитела, что и стало причиной смерти. Теперь речь идет о предварительной проверке антител, дабы предупредить нежелательное развитие иммунной реакции. Еще одной причиной могли стать цитомегаловирус самих свиней (PCV – Porcine CytomegaloVirus), который мог активизироваться под действием иммунной системы пациента. Это свидетельствует о необходимости проверки свиных органов с точки зрения наличия в их клетках свойственных только им вирусов.

Следует также учитывать тот факт, что разрешение на проведение операций давалось исходя из принципа «сочувствия», который применяется в случаях признания безнадежности ситуации. Но такие случаи подразумевают более сложное состояние здоровья, нежели у жертв сердечно-сосудистых заболеваний или почечной и печеночной недостаточности.

У того же Слэймана пересаженная почка функционировала отлично до последнего дня, но он страдал также тяжелым сердечным заболеванием (congestive heart failure). Немаловажно и число «отключенных» генов.

Становится понятным и место проведения операций – в Бостоне. Дело в том, что там находится Гарвард и много использующих его технологии компаний. Одна из них разводит животных, почка которых и была пересажена Слэйману. Биотехнологи отмечали, что они отредактировали 69 генов свиньи. Другая компания выключила в клетки сердца 10 генов.

Поэтому некоторые ученые и не видят ничего привлекательного в молекулярных рекордах. Но 12 апреля 2024 года 54-летней Лизе Пизано была проведена пересадка почки с использованием нового подхода к подготовке органа.

Известно, что Т-лимфоциты, главные акторы в реакции отторжения, «обучаются» распознавать собственные антигены в тимусе, или зобной (вилочковой) железе. Поэтому вместе с почкой Лизе подсадили и свиной тимус, клетки которого «воспринимают» клетки свиньи как собственные.

В связи с упомянутым принципом «сочувствия «компассии» можно упомянуть также, что пересадки сердца в двух случаях делались людям, легально признанным мертвыми (legally dead). Полиомный анализ – генома и протеома, липидома и метаболома (генов и протеинов, жиров и обмена веществ) – показал, что на клеточном уровне ксенотрансплантат существенно отличался от того, что наблюдается при пересадках сердца от доноров. Проведение анализа было доверено молекулярным биологам Нью-Йоркского университета. Теперь, думается, параллельно будут развиваться новое направление трансплантологии и различные виды иммунотерапий, взаимно обогащая друг друга. 


Читайте также


Маленькие водные медвежата защищены от радиации на молекулярном уровне

Маленькие водные медвежата защищены от радиации на молекулярном уровне

Игорь Лалаянц

Тихоходки, близкие к членистоногим

0
2266
Как биологи спасли жизнь одного младенца и поставили вопросы перед миллионами людей

Как биологи спасли жизнь одного младенца и поставили вопросы перед миллионами людей

Максим Ухин

Персонализированная генная терапия: начало

0
2735
Драйвер здоровьесбережения

Драйвер здоровьесбережения

Виталий Барсуков

На ПМЭФ призвали внедрить модификацию рисков на государственном уровне

0
1626
Сознание, спрятанное в наноканалах

Сознание, спрятанное в наноканалах

Максим Ухин

От перемены мест нейронов многое меняется в механизме памяти

0
2928

Другие новости