0
21592
Газета Интернет-версия

12.11.2024 18:03:00

Компьютерные науки должны стать физикой

Еще раз о Нобелевской премии Джона Хопфилда и Джеффри Хинтона

Алексей Хохлов

Об авторе: Алексей Ремович Хохлов – академик РАН, член бюро Отделения химии и наук о материалах.

Тэги: физика, ии, нобелевская премия

Разговоры о «конце физики» – не новость. Еще в начале ХХ века на крупнейших мировых научных форумах с совершенной уверенностью заявлялось: на горизонте физики осталось только одно маленькое облачко – проблема существования эфира. Нобелевская премия по физике за 2024 год вывела проблему эпистемологических основ теоретической физики на качественно новый уровень.

Многие комментаторы отмечают: «Решение Нобелевского комитета вызвало бурную дискуссию в научном сообществе. Некоторые ученые высказали опасение, что традиционная физика уступает место машинному обучению – в социальной сети X даже появилось заявление, что «физика официально закончилась». Высказывались предположения, что в будущем Нобелевские премии будут присуждаться исключительно за достижения в области машинного обучения. На это новоиспеченный лауреат Джеффри Хинтон ответил кратко: «Нейронные сети – это будущее». Однако ключевое ограничение ИИ связано с эмпирической зависимостью науки от реального мира. Машины не могут, например, чисто логическим путем раскрыть природу темной энергии, составляющей 75% Вселенной.

Как бы там ни было, прецедент интересный. Фактически физике – науке о том, как устроена природа, решением Нобелевского комитета «предлагается» включить в это понятие «природа» и природу искусственного интеллекта, законы функционирования больших языковых моделей (LLM). Само по себе это нетривиально. Возможно, все это выльется в то, что Айзек Азимов назвал «робопсихология». Возможно – во что-то совсем другое. И Нобелевская премия по физике за 2024 год – это, так сказать, «верительные грамоты» новой физики. Об этом и рассуждают ученые, мнение которых представлено ниже.

Андрей Ваганов, ответственный редактор приложения «НГ-наука»


14-14-2-650.jpg

Завершилась Нобелевская неделя (7–14 октября), и, безусловно, премия по физике собрала наибольшее число противоречивых комментариев. От самых разных представителей физического научного сообщества приходилось слышать примерно следующее: «Премию по физике дали математикам, это безобразие! Нобель не учреждал премию для математиков! Нобелевский комитет поддался на общий хайп, который возник вокруг инструментов искусственного интеллекта после появления ChatGPT!»

Я не принадлежу к числу таких критиков. Почитайте подробно обоснование присуждения премии по физике этим двум ученым. Нобелевскому комитету пришлось решать непростую задачу: показать, что эти, безусловно, выдающиеся работы относятся к физике, а не к прикладной математике (по математике Нобелевские премии не присуждаются). И надо отдать должное, это удалось обосновать, несколько раз обращая внимание на то, что идеи развиваемых методов лауреаты почерпнули именно из аналогий с процессами в реальном физическом мире.

Нобелевский комитет, по сути, признал, что корни того, что мы называем искусственным интеллектом, зародились, когда Джон Хопфилд исследовал системы магнетиков методами теоретической физики, а не в головах чистых математиков. А затем Джеффри Хинтон сделал следующий шаг, во многом обусловленный представлениями статистической физики, – не случайно он назвал свою модель «машина Больцмана».

Нобелевский комитет сопровождает свои объявления двумя подробными текстами с обоснованием сделанного выбора. Один текст (popular information) предназначен для широкой публики, другой (advanced information/scientific background) для научного сообщества (хотя он тоже написан в популярном стиле). Вот что соответственно относительно работ Хопфилда и Хинтона написано в популярной версии: «...создал структуру, которая может хранить и реконструировать информацию» и «изобрел метод, который позволяет независимо обнаруживать свойства в данных и который стал важным для крупных искусственных нейронных сетей, используемых в настоящее время».

Поэтому я бы предложил посмотреть на эту проблему с другой стороны и просто считать физикой (в широком смысле этого слова) изучение искусственного интеллекта и нейросетей, преподавать соответствующие курсы студентам-физикам. Существуют же на физических факультетах кафедры биофизики, геофизики, химической физики и т.д. Кстати, я думаю, что ученые с физическим образованием могут привнести новые акценты в эту область по сравнению со специалистами по computer science. Как это в свое время сделали лауреаты Нобелевской премии по физике этого года.

Достойная задача, от которой физикам не уйти, – как сделать так, чтобы искусственный интеллект выдавал не просто наиболее вероятный, но правильный ответ, не противоречащий фундаментальным физическим законам. Скажем, большим языковым моделям типа ChatGPT в этом смысле доверять нельзя, ответы можно использовать лишь как подсказку, но надо все перепроверять.

В этой связи напомню, что хайп вокруг искусственного интеллекта начался после того, как глава компании Open AI Сэм Альтман принял решение о предоставлении широкого доступа всем желающим к ChatGPT. Судя по всему, в компании были и другие мнения на этот счет. Считалось, что этот инструмент небезопасен, поскольку дает ложные ответы.

И возможно, именно этим обусловлено одно из первых высказываний Джеффри Хинтона в статусе лауреата Нобелевской премии. Признав, что его «машина Больцмана» сама по себе сейчас не используется, он сказал, что его исследования продолжили и развили его ученики. И далее: «Мне особенно повезло, что у меня было много очень умных студентов, намного умнее меня, которые действительно заставили все работать. Они продолжили делать великие дела. Я особенно горжусь тем фактом, что один из моих студентов [Илья Суцкевер] уволил Сэма Альтмана, который был нацелен исключительно на получение прибыли».

Будущее покажет, кто тут прав. Альтман опять во главе Open AI, Суцкевер создал свою компанию, а без шума вокруг ChatGPT Хинтон не стал бы нобелевским лауреатом. Одно несомненно: эта область нуждается во вкладе со стороны физиков. n

В тексте использованы публикации из Telegram-канала автора от 8 и 11 октября 2024 года.


Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
755
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
902
Многодетные матери получат доплату к пенсии в 36,5 тысячи рублей

Многодетные матери получат доплату к пенсии в 36,5 тысячи рублей

Михаил Сергеев

Министры поддержали законопроекты о платформенной экономике

0
990
Индийская обувь перешагнет через тарифную стену США

Индийская обувь перешагнет через тарифную стену США

Владимир Скосырев

Дели и Вашингтон заключат мини-сделку по торговле

0
732

Другие новости