Ученики СУНЦ СКФУ участвовали в разработке новых защитных гидрофобных покрытий. Кадр из видео Молодежной премии НИТУ МИСИС в «ВКонтакте»
Специализированные учебные научные центры (СУНЦ) при ведущих российских университетах – необычные школы. Их ученики – школьники 8–11-х классов – занимаются с лучшими вузовскими преподавателями по углубленным программам, проводят научные эксперименты в вузовских лабораториях на передовом оборудовании, живут в общежитии – словом, это уже практически студенты. В старших классах они активно приобщаются к научной, исследовательской, проектной работе. В России всего 10 СУНЦ, они созданы по национальному проекту «Наука и университеты». Один из них – центр Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) в Ставрополе.
В СУНЦ СКФУ обучают школьников по восьми направлениям: биологическому, физико-техническому, гуманитарному, социально-гуманитарному, физико-математическому, информационно-математическому, химическому и социально-экономическому.
Обучение проходит в специально оснащенных классах и современных лабораториях СКФУ, что значительно расширяет возможности для научных поисков, экспериментов, коллективной работы. Учащиеся посещают открытые лекции и готовят проекты с будущими работодателями. Есть также математический центр, демонстрационный зал с интерактивными экспонатами, VR-лаборатория, читальный зал с ноутбуками и планшетами, коворкинг и бассейн.
По словам директора СУНЦ СКФУ Анастасии Кондрашовой, направить ребенка в СУНЦ – это отличная альтернатива усиленной подготовке старшеклассников с репетиторами перед поступлением в университет: «К нам приезжают учиться школьники из разных регионов нашего края, региона и России. Для мотивированных ребят – это своего рода интеллектуальное комьюнити, потому что рядом учатся такие же сильные одноклассники по такому же профилю».
С сентября 2024 года для школьников введена специальная стипендиальная программа. Выплаты зависят от достижений – итогов зимних и летних сессий, результатов на олимпиадах различного уровня.
«С 2020 по 2024 год мы подготовили 200 победителей и призеров престижных олимпиад, интеллектуальных турниров и конкурсов. Более 140 выпускников стали обладателями медалей «За особые успехи в учении», дипломов Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад из перечня Российского совета олимпиад школьников. Помимо этого ежегодно выпускники набирают 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, химии и информатике», – сообщила Анастасия Кондрашова.
Учениками СУНЦ разработаны самые разнообразные проекты, получившие высокие оценки на российских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Среди них технологический продукт – видеоподкаст для изучения иностранных языков и подготовки к экзаменам с использованием современных методов и средств, сравнительный анализ приемов создания музыки 1970–1980-х годов и текстов к ней, получение красителей из новых растений для различных отраслей промышленности – пищевой, текстильной, косметической.
Или, например, мобильное приложение для людей, которые хотят улучшить свое ментальное здоровье. В нем есть виртуальный бот, способный анализировать состояние человека с помощью тестов и статистики эмоций, предлагать методы когнитивно-поведенческой терапии, а технологии машинного обучения позволяют ему понимать эмоции пользователя и давать обратную связь.
Обучение проходит в специально оснащенных классах и современных лабораториях. Фото с сайта www.ncfu.ru |
«Это логическое продолжение, а в какой-то степени ответвление другого большого проекта, посвященного созданию супергидрофобных покрытий, которые возможно применять на самых разных поверхностях, – рассказал кандидат технических наук, доцент, и.о. директора Института перспективной инженерии СКФУ Андрей Блинов. – В данном проекте основой покрытия являются растительные смолы. Они сами по себе гидрофобны, а в сочетании с наноразмерными керамическими материалами, такими как диоксиды титана и кремния, а также оксид циркония, способны усилить свои свойства на несколько порядков и прибавить в долговечности, то есть дольше держаться на обработанной поверхности, не теряя своих свойств».
Такие защитные покрытия могут применяться, например, для защиты кузова автомобиля и зданий от влаги или для обработки линий электропередачи, предотвращая наледи и обрывы проводов.
Гидрофобность новой керамики обеспечили специальные нанокомпозиты, придающие поверхности необходимую шероховатость, а также растительные смолы, обладающие водостойкостью. Процесс работы поделился на получение, исследование и подбор нанокомпозитов, оптимального растворителя, а затем исследование полученной наноразмерной керамики.
Изучали опытные образцы на поверхности автомобиля: на нее наносили капли дистиллированной воды и проводили съемку.
«Краевой угол смачивания составил более 120 градусов, значит, разработанная наноразмерная керамика обладает гидрофобными свойствами. Покрытие, которое разработано нами, способно сохранять свои свойства спустя более чем 150 циклов мойки», – резюмировала участница проекта, ученица СУНЦ СКФУ Екатерина Назаретова.