0
20444
Газета Интернет-версия

11.02.2019 18:01:00

Налоговый маневр и цены на энергоносители

Наполнение бюджета для государства остается приоритетной задачей

Руслан Шафиев

Екатерина Голубцова

Денис Максимов

Об авторе: Руслан Мустакимович Шафиев – доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса, профессор Российской таможенной академии; Екатерина Владимировна Голубцова – кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова; Денис Алексеевич Максимов – кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов в экономике РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Тэги: налоговый маневр, ндпи, акцизы, бензин


налоговый маневр, ндпи, акцизы, бензин Фото pixabay.com

Цены на энергоносители, в частности на бензин, демонстрируют в последнее время стабильный рост. Причина такого положения вещей кроется в особенностях механизма реализации налогового маневра. Суть его заключается в поэтапном снижении вывозных таможенных пошлин на нефть. Налоговые потери бюджета при этом компенсируются за счет повышения ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по этому виду энергетического ресурса. 

Почему же при этом повышаются цены на бензин на внутреннем рынке? Дело в том, что НДПИ платится с добытого полезного ископаемого независимо от того, будет оно экспортироваться или нет. Получается, что налоговый маневр увеличит налоговую нагрузку на нефть, идущую на производство бензина, реализуемого на внутреннем рынке. Тогда как наличие экспортной пошлины дает возможность устанавливать высокие налоги только на экспортируемые ресурсы. Это позволяет держать цены на топливо ниже, чем за пределами нашего государства.

Главной целью налогового маневра является пополнение доходной части государственного бюджета за счет увеличения поступлений от НДПИ, которые должны превысить выпадающие поступления от снижения вывозных таможенных пошлин. Кроме того, вступая во Всемирную торговую организацию (ВТО), наша страна взяла на себя обязательства устранить торговые барьеры. А к таким препятствиям наша организация относит наличие вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации.

Налогообложение именно энергоносителей для решения вопроса пополнения бюджета было выбрано не случайно. Несмотря на высокую налоговую нагрузку, рентабельность в нефтяной отрасли высокая. Налоги на полезные ископаемые выполняют функцию извлечения природной ренты из стоимости добытого ресурса. Природная рента – это часть стоимости добытого полезного ископаемого, которая создана природой. Природопользователь вкладывает средства только в добычу, но не в создание природного ресурса. По Конституции РФ все полезные ископаемые в недрах принадлежат государству. Добывающая компания на конкурсной основе получает право на добычу, а также на собственность на добытые полезные ископаемые. Через механизм налогообложения государство извлекает природную ренту на общественные нужды. В первую очередь для этих целей используется НДПИ, во вторую – экспортная пошлина, которая формально налогом не является, но имеет налоговую природу. По предварительным расчетам экспертов, выпадающие доходы бюджета при постепенном снижении таможенных пошлин будут значительно меньше, чем дополнительные поступления из-за увеличения НДПИ.

Для нефтеперерабатывающей отрасти рост ставок НДПИ приведет к увеличению себестоимости, так как этот налог включается в цену реализуемого энергоресурса и перекладывается на потребителя. Однако у государства есть механизмы воздействия на уровень цен на бензин на внутреннем рынке, поэтому темп их роста будет ниже темпов увеличения себестоимости, что повлечет снижение рентабельности нефтепереработки. Отсюда возникает опасность того, что экспортировать нефть выгоднее и нефтепереработка сократится.

Кроме того, прямогонный бензин, автомобильный бензин и дизельное топливо облагаются акцизами. Акцизы уплачивают производители этих групп товаров, а свои расходы на эти налоговые платежи включают в их стоимость, что способствует ее росту.

Для поддержания нефтеперерабатывающей отрасли, особенно предприятий, находящихся далеко от основных рынков сбыта, решено было предоставить льготы по уплате акциза. Льгота рассчитана только на те компании, которые реализуют на внутреннем рынке не менее 10% произведенного топлива, класс которого не ниже Евро-5, а также находящиеся под санкциями США и Европейского союза. В льготную категорию попадут и нефтеперерабатывающие заводы, осуществляющие модернизацию. Сущность льготы заключается в возможности применения вычета по акцизам с повышающим коэффициентом. Вычет применяется при реализации подакцизных товаров, произведенных из подакцизного сырья. Сумма вычета по общему правилу соответствует размеру акциза, уплаченного при покупке подакцизного сырья.

После существенного повышения цен на топливо в мае 2018 года решено было снизить ставки акциза на бензин и дизельное топливо с 1 июня 2018 года, что стабилизировало ситуацию. Резкое повышение цены явилось следствием не только налогового фактора, но и повышения цен на нефть на мировом рынке, а также ослабления курса рубля. С 1 января 2019 года ставки акцизов вновь повысили, запланировано и дальнейшее постепенное увеличение этого налогового платежа. 

С 1 января 2019 года начал применяться демпфирующий обратный акциз. Конечной целью реализации этого инструмента в каждом конкретном случае должна стать компенсация нефтеперерабатывающим предприятиям разницы между зафиксированной условной внутренней ценой на нефть и ценой ее экспорта. Это должно учесть интересы налогоплательщика в случае, когда экспорт становится более привлекательным из-за повышения цен на нефть на мировом рынке или падения курса рубля.

Кроме того, с 1 января 2019 года для всех категорий плательщиков увеличена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. НДС – косвенный налог, который включается в стоимость товара и перекладывается на потребителя.

Конечно, налоговый маневр оправдан ввиду необходимости изыскания источников увеличения налоговых поступлений в бюджет. Однако эта мера может привести к негативным последствиям для развития отрасли, особенно для нефтеперерабатывающих предприятий. Решение вопроса заключается в предоставлении дополнительных налоговых льгот этой категории налогоплательщиков.

Кроме того, налоговый маневр, как и любые значительные преобразования налоговой системы, являются фактором нестабильности инвестиционного климата, что негативно сказывается на активности инвесторов. 

 2019-02-11_172356.jpg


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1272
Цены на бензин отражают сокращение производства

Цены на бензин отражают сокращение производства

Ольга Соловьева

Бюджетные выплаты нефтяникам не прекратили подорожания некоторых видов топлива

0
4761
Экстренные запреты экспорта нефтепродуктов становятся нормой

Экстренные запреты экспорта нефтепродуктов становятся нормой

Ольга Соловьева

Правительство предупреждает топливный кризис неординарными мерами

0
3523
Производство бензина в России стало сокращаться

Производство бензина в России стало сокращаться

Ольга Соловьева

Чиновники надеются избежать запрета на экспорт продуктов нефтепереработки

0
3489

Другие новости