У России нет собственных трубоукладчиков, а иностранные могут подпасть под санкции США, и это обстоятельство создает неопределенности в сроках реализации «Северного потока – 2». Фото с сайта www.gazprom.ru
Тема строительства газопровода «Северный поток – 2» не сходит со страниц прессы. Поводом послужили недавние действия посла США в Берлине Ричарда Гренелла, которые вызвали волны возмущения в политических и медийных кругах, утверждает немецкая газета Welt. Как известно, в январе посол в письме предостерег немецкие компании от участия в проекте «Северный поток – 2». Его заявление было воспринято как угроза, так как Гренелл указал адресатам на то, что планируемые санкции США против проекта, осуществляемого государственным российским энергетическим концерном «Газпром», могут коснуться и их. Затем он опубликовал статью в известной аналитической газете ФРГ Rheinische Post. Основная аргументация посла сводится к тому, что «Северный поток – 2» угрожает транзиту российского газа через территорию Украины.
Реакция политических и деловых кругов Европы охватила широкий диапазон мнений – от предложения выслать американского посла, как об этого потребовала глава фракции Левой партии в немецком Бундестаге Сара Вагенкнехт, до более сдержанной реакции федерального министра экономики и энергетики Германии Петера Альтманна, который отвечал на состоявшейся в конце января традиционной Энергетической конференции экономической газеты Handelsblatt на вопросы главного редактора газеты Свена Альтхюппе и его заместителя Клауса Штраттманна. В частности, он заметил, что в Германии существует «свобода почтовой корреспонденции», мол, каждый имеет право отправлять письма.
Министр подчеркнул, что «федеральное правительство не будет вмешиваться в процесс строительства газопровода через Балтийское море, поскольку для этого отсутствуют законные основания», и что Россия за 40 лет сотрудничества с ФРГ доказала, что она является надежным партнером. Правда, развивая свой тезис, он добавил, что «доверие хорошо, но надежность лучше», и сообщил о значении диверсификации поставок, упомянув созываемую в Берлине в феврале конференцию инвесторов, на которую будут приглашены и поставщики сжиженного газа (СПГ) из США. Это было интерпретировано некоторыми российскими массмедиа, что Германия отступает от своей позиции поддержки проекта. Однако на самом деле (если прослушать выступление Альтманна на конференции) немецкий министр говорил о строительстве терминалов по приему СПГ, добавив, что это могут быть США или страны Персидского залива.
Из подвергнутых американскому давлению фирм первым откликнулся Райнер Зеле, глава правления австрийского газового и нефтяного концерна OMV. Он назвал письмо посла «недопустимой угрозой немецким фирмам».
Немецкий институт по изучению общественного мнения Forsa провел в этой связи в середине января текущего года опрос среди населения страны по поводу его отношения к сооружению «Северного потока – 2». Как сообщает немецкое информационное агентство n-tv, 91% опрошенных назвали высказывания американского посла «необычными и недопустимыми», 77% опрошенных воспринимают угрозы США в отношении европейских фирм как шантаж. Как отметил глава Forsa Манфред Гюльнер, «немцы прекрасно понимают, что столкновения вокруг проекта «Северный поток – 2» носят не политический (как это старается представить США), а экономический характер.
Гюльнер отметил, что большинство граждан Германии понимают, что энергопотребность страны в ближайшие годы будет увеличиваться и использование лишь возобновляемых источников энергии не сможет ее покрыть. По убеждению большинства опрошенных, растущая потребность с учетом истощающихся месторождений энергоносителей в Норвегии и в других странах скорее может быть удовлетворена за счет России, чем за счет США. Скорее всего именно отношением населения и объясняется достаточно неуступчивая позиция немецких чиновников в отношении требований США.
Украинский фактор
Одним из главных требований, выдвинутых в письме послом, было сохранение транзита через Украину. Это требование вполне понятно и связано прежде всего со значительными суммами, поступающими в украинский бюджет за транзит. Ведь в противном случае союзникам Украины пришлось бы возмещать эти потери.
На этот счет председатель комитета по энергетике российской Госдумы Павел Завальный в конце января, отвечая на вопрос «НГ» на пресс-конференции, посвященной перспективам работы его комитета в 2019 году, сказал, что украинская газотранспортная система будет продолжать использоваться Россией для подачи голубого топлива в Европу. Это связано кроме всего прочего со значительным ростом потребления газа в Европе. Как полагает Завальный, потребность Европы в газе будет расти при уменьшении поставок с собственных месторождений примерно на 70 млрд куб. м в год. Половина этого объема будет приходиться на поставки российского газа. Украинская газотранспортная система (ГТС) состоит из шести газопроводов, по которым можно транспортировать до 180 млрд кубо. м газа, из которых сейчас используются три. Другими словами, речь идет о транзите 90 млрд куб м. Под этим углом зрения запуск «Северного потока – 2» к 2020 году может сделать излишним транспортировку через Украину. Но тут надо учитывать два фактора. С одной стороны, переходный период, связанный с запуском «Северного потока – 2» и выводом его на проектную мощность. В этот период без украинской ГТС не обойтись. С другой стороны, растущая потребность Европы в газе потребует использования транспорта через Украину. В противном случае, подчеркнул Завальный, России пришлось бы строить еще один газопровод через Балтийское море – «Северный поток – 3».
Основная проблема сегодня – отсутствие договоренности между «Газпромом» и «Нафтогазом» об условиях поставки. Этой договоренности мешает решение Стокгольмского арбитражного суда, которое в отношении «Газпрома», по мнению Завального, является неправомерным. Речь идет о штрафе «Газпрому» за недостаточный транзит газа, хотя объемы требуемого транзита в договоре не были прописаны. Судя по всему, именно снятие Украиной претензий к «Газпрому» в этом плане или ревизия данного решения Стокгольмского арбитража создала бы условия для заключения нового договора об использовании украинской ГТС для транзита российского газа.
Как известно, к решению данной проблемы подключилась Комиссия ЕС. 21 января начался второй раунд трехсторонних переговоров между РФ, Еврокомиссией и Украиной, на повестке – судьба транзита российского газа через Украину после 2019 года. Россию на переговорах представляют министр энергетики Александр Новак и глава «Газпрома» Алексей Миллер, Еврокомиссию – вице-президент ЕК Марош Шефчович, а Украину – министр иностранных дел Павел Климкин и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Напомним, что первый раунд переговоров прошел в июле 2018 года в Берлине. Три стороны договорились тогда создать экспертную рабочую группу для обсуждения всех вопросов транзита газа после 2019 года. Эксперты собирались дважды в сентябре и обсуждали вопросы управления украинской газотранспортной системой, аспекты украинского и европейского законодательства, ставки тарифов на транзит газа, а также оценивали потребности ЕС в газе на ближайшие 10 лет. В этот раз Еврокомиссия намерена получить твердые обязательства от РФ и Украины относительно транзита, учитывая, что действующий контракт на транзит газа между «Газпромом» и «Нафтогазом» истекает в конце 2019 года, что следует из сообщения Еврокомиссии, посвященного новому раунду переговоров.
Но на рубеже 2018–2019 годов в ЕС появился новый фактор, который может оказать негативное влияние на реализацию проекта «Северный поток – 2».
Посол США в Германии Ричард Гренель пытается оказать давление на европейские фирмы, участвующие в строительстве российского газопровода в Балтийском море. Фото со страницы посольства США в Германии в Flickr |
Речь идет, отмечает немецкое государственное информационное агентство Deutsche Welle (DW), об изменении Третьего энергопакета или распространении его в том числе и на морские газопроводы, не проходящие по территории стран – членов ЕС. В данном случае под его действие попадет и «Северный поток – 2». В 2017 году Еврокомиссия предложила изменить законодательство ЕС (а именно Третий энергопакет), чтобы его нормы распространялись и на газопроводы из третьих стран. Но с того времени утверждение проекта директивы практически не продвигалось. Для ее принятия необходимо согласие Европарламента и Совета ЕС. Комитет Европарламента еще в марте 2018 года дал зеленый свет предложению.
А вот на уровне министров оно застряло. Причина в том, что государство, председательствующее в Совете ЕС, и определяет, что делать с тем или иным законодательным предложением. В 2018 году это были Болгария и Австрия, фактически блокировавшие продвижение проекта директивы. Но с 1 января 2019 года в Совете ЕС председательствует Румыния, и она активно приступила к делу. Уже 9 января Бухарест предложил свое видение документа, а 15 января вопрос обсудили на уровне рабочей группы в Совете ЕС.
ЕС до сих пор расколот по «Северному потоку – 2»
Еще одной причиной задержки было отсутствие необходимого большинства для принятия внесенных Еврокомиссией изменений. Ведь для этого нужна поддержка 16 из 28 стран, представляющих не менее 65% населения ЕС.
А Евросоюз расколот по этому поводу. Как известно, Польша и страны Балтии видят в «Северном потоке-2» угрозу безопасности. Германия, как и Австрия, Нидерланды и Бельгия, положительно относится к проекту, хотя в Берлине и делают оговорки.
«Нам нужны новые пути поставок. А именно – нам точно нужны новые СПГ-терминалы. Нам нужны новые трубопроводы и страны, которые бы обеспечивали нам безопасность поставок», – заявил в декабре на Совете ЕС парламентский статс-секретарь Министерства экономики и энергетики Германии Томас Барайс. В то же время он подчеркнул, что для Берлина важно продолжение транзита газа по территории Украины.
Исходя из выступлений в тот день, то есть еще до румынского варианта компромисса, предложение Еврокомиссии поддерживали как минимум 12 государств. Еще ряд стран заняли выжидательную позицию.
Как заявил глава МИД Румынии Теодор Мелешкану, его страна проголосует за проект директивы, если будет большинство в его поддержку. «Мы не занимаем никакой позиции. Наша обязанность – попробовать найти консенсус, приемлемый для большинства государств», – ответил корреспонденту DW министр во время выступления в брюссельском аналитическом центре EPC.
Ключевой момент для Румынии, подчеркивает DW, – найти поддержку Франции. Если она проголосует против или же воздержится, то большинства, достаточного для принятия решения, не будет. Пока же Париж заявлял, что проверяет последствия предложенных изменений для трубопровода Franpipe, поставляющего газ с месторождений в норвежской части Северного моря во Францию. В департаменте энергетики Министерства экологического перехода страны на запрос DW так и не ответили.
В румынском варианте указывается, что нововведения следует понимать как не влияющие на трубопроводы от месторождений. Это может быть попыткой снять оговорки Парижа по поводу Franpipe. По мнению еврокомиссара по энергетике Мароша Шефчовича, проект Румынии учитывает все замечания, высказанные разными странами. По информации источника DW в дипломатических кругах, сейчас Румыния еще ищет компромиссный вариант с другими странами.
Эксперт по энергетике брюссельского аналитического центра CEPS Кристиан Эгенхофер ожидает, что Франция – в целом за распространение права ЕС на газопроводы из третьих стран. С другой стороны, Париж, по его словам, поддерживает «Северный поток – 2». Потому Эгенхофер предполагает, что директиву могут принять в таком виде, что она не помешает этому трубопроводу. «Трудно себе представить, что могут принять что-то, что негативно повлияет на «Северный поток – 2», – говорит эксперт.
DW утверждает, что на практике распространение газового законодательства ЕС на «Северный поток – 2» означает, что оператором этого трубопровода должна быть компания, отделенная от компании, производящей и продающей газ. Кроме того, доступ к трубе должен быть открыт для всех заинтересованных компаний. Наконец, тарифы должны регулироваться прозрачно.
Как ранее сообщала DW, выполнение всех трех условий еще не будет означать остановку проекта «Северный поток – 2». Но это может его задержать, в частности, и из-за того, что закреплять выполнение требований придется межправительственным соглашением между ФРГ и РФ. А время имеет большое значение, прежде всего поскольку действие нынешнего контракта на транзит газа Украиной из России в ЕС завершается 31 декабря 2019 года. Сейчас идут переговоры между Киевом, Москвой и Брюсселем о новом транзитном контракте. Судьба «Северного потока – 2» будет усиливать позицию той или иной стороны, ведь запуск газопровода позволит России перевести в него часть газа, идущего в ЕС через Украину.
Но битва за «Северный поток – 2» еще не окончена. Как отмечает Welt, в декабре Европейский парламент принял резолюцию с требованием остановить строительство «Северного потока – 2». Сто европейских парламентариев незадолго до этого обратились с письмом к канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, в котором обвинили ее в том, что она своей приверженностью «Северному потоку – 2» раскалывает Европу. «Выберите европейский путь, госпожа федеральный канцлер, – сказано в письме, – а не путь по принципу «Германия прежде всего».
Welt подчеркивает в этой связи, что именно Берлин все больше изолирует себя от Европы в этом вопросе. Упорно не желая всерьез принимать опасения многих европейцев относительно того, что путинский режим может воспользоваться дополнительными газопроводами как политическими средствами в стремлении разобщить европейские государства и оказывать на них давление, Берлин дискредитирует свою – на словах – страстную приверженность мультикультурализму, который он в глобальном масштабе якобы активно противопоставляет унилатеральному произволу президента США Дональда Трампа. Формально федеральное правительство постоянно указывает на то, что «Северный поток – 2» – это чисто экономический проект. Газета утверждает, что попытки выдать приверженность «Северному потоку – 2» за акт сопротивления претензии Трампа на мировое лидерство лишь вводят в заблуждение. Стремление помешать западным инвесторам вкладывать деньги в российскую нефтегазовую промышленность, используемую Кремлем в политических целях, поддерживают все партии в Конгрессе США. В том числе и те силы, которые хотят укрепления Трансатлантического альянса и видят в агрессивной политике России серьезную угрозу западным демократиям в целом. Приняв акт «О защите безопасности США от кремлевской агрессии», предусматривающий введение соответствующих санкций, Конгресс США специально создал правовую основу для того, чтобы не дать Трампу возможности самостоятельно заключить с Путиным какие-либо соглашения в ущерб западным союзникам. Если же Германия подорвет единый западный фронт против Путина, то это ослабит не Трампа, а его внутриполитических противников, придерживающихся трансатлантических взглядов.
Атлантическая солидарность, которую приводят в качестве аргумента противники газопровода, влияет на позиции стран – членов ЕС. И любое обострение международной обстановки играет им на руку.
комментарии(0)