На днях в Европарламенте приняли резолюцию о введении в ЕС «чрезвычайного климатического положения». Фото Reuters |
С какими же проблемами столкнулись немцы?
С теми, которые ожидают скорее всего любую промышленно развитую страну на пути предотвращения выбросов парниковых газов.
Как известно, в Германии после многомесячных дискуссий усилиями депутатов правящей коалиции ХДС/ХСС – СДПГ Бундестагом был принят пакет законов, который должен внести немецкий вклад в борьбу с глобальным потеплением. Эти законы должны быть еще утверждены верхней палатой земель Бундесратом. Пакет законов представляет собой несколько законодательных инициатив, в центре которых находится закон о сохранении климата. Он и представляет собой стержень всего климатического пакета. По оценке федерального министра по охране окружающей среды Свеньи Шульце, этот закон превращает фактически каждое федеральное министерство в орган охраны окружающей среды, поскольку в нем предусматривается, сколько двуокиси углерода позволятся выбросить в атмосферу практически каждой отрасли промышленности, не говоря уже о сельском хозяйстве.
Законы предусматривают, что с 2021 года фирмы, использующие в Германии дизельное, мазутное топливо, природный газ и бензин, должны будут доказать наличие конкретных объемов выделения двуокиси углерода при его использовании. Для начала стоимость выделения СО2 будет составлять 10 евро за тонну. С 2025 года цена этой тонны составит уже 35 евро. Это будет означать, что при стоимости тонны выброса двуокиси углерода в 35 евро литр мазута или дизеля подорожает на 11 центов, а бензин примерно на 10 центов. С 2026 года уже спрос и предложение будут определять цену тонны СО2. Но верхняя граница составит уже 60 евро. Ряд специалистов, отмечает немецкое информационное агентство n-tv, полагает, что начальная цена в 10 евро явно недостаточна и не окажет никакого воздействия на снижение уровня выбросов двуокиси углерода. Окончательное решение по пакету должен будет принять Бундесрат, в котором заседают представители земель. В данном случае он, видимо, будет корректировать пакет законов о климате, прежде всего в вопросах, касающихся налогового законодательства, поскольку оно в землях может иметь свои особенности. Последнее заседание Бундесрата в этом году состоится 20 декабря. И агентство не исключает, что планы правительства по введению этого пакета могут не осуществиться. Дело в том, что в ряде земель в правительствах находятся представители Партии зеленых и для них пакет предложенных мер по сокращению выбросов парниковых газов является явно недостаточным. Так, в земле Баден-Вюртемберг тамошний министр экологии Франц Унтерштеллер полагает, что в предложенной правительством форме пакет законов для Бундесрата неприемлем. Но и в других землях имеются противники законов, предложенных федеральным правительством. Так, в Саксонии, где у власти находится партия Христианско-демократический союз(ХДС), глава правительства этой земли Михаэль Кречмер предлагает рассматривать весь пакет как единое целое и выступает против удорожания авиабилетов. Ведь по закону удорожание авиабилетов составит с апреля 2020 года за счет увеличенной суммы налога более 13 евро (сейчас этот налог составляет только 5 евро), а для полетов на расстояния свыше 6000 километров – более 33 евро (сейчас 10 евро). Для более длительных полетов – даже более 50 евро. Понятно, что все эти повышения стоимости авиабилетов авиакомпании переложат на пассажиров.
Кроме того ожидается, что из-за повышения цен на авиабилеты Германия как узловой пункт авиасообщения для полетов через Европу в другие страны станет неинтересным для зарубежных авиакомпаний.
Существующие разногласия, а они касаются и других пунктов климатического пакета правительства, а не только авиабилетов) свидетельствуют о трудностях достижения компромисса.
В этом случае будет создан посреднический комитет, состоящий из представителей двух палат. Он попытается найти решение, которое удовлетворит все стороны. Впрочем, указывает агентство, предложенные изменения, которые могут обсуждаться в посредническом комитете, должны коснуться только изменений в налоговом праве. Это, например, повышение уровня не облагаемых налогами поездок граждан от дома до работы, поскольку в Германии значительная часть населения проживает в одних районах, а на работу ездит в другие районы страны. По данным федерального Института по исследованиям населения, эта проблема затрагивает примерно 11 млн немцев. Другими словами, они должны будут освобождены от удорожания бензина или дизеля вследствие введения платы за выбросы СО2. Размер же подобного освобождения является поводом для дискуссии, поскольку в генеральном плане власти Германии намерены пересадить всех немцев на электромобили. Два других закона касаются снижения уровня налога на добавленную стоимость для железной дороги и налоговых льгот при санации зданий с целью повышения уровня их энергоэффективности. Три других закона, входящих в пакет и касающихся закона о защите климата, повышения налога на авиабилеты и введения цены на выбросы парниковых газов на транспорте и при отоплении, не требуют одобрения верхней палаты.
Безуглеродное будущее
Как же должно выглядеть будущее Германии к 2050 году, если все планируемые правительством изменения будут реализованы? Эксперты n-tv нарисовали эту картину. Если Германии удастся реализовать свои амбициозные климатические цели, то будущее будет выглядеть следующим образом: гигантские ветряные морские парки будут поставлять электроэнергию, которая затем будет благодаря высоковольтным магистралям распределяться по всей стране. На побережье Северного моря будут работать десятки установок по производству водорода. Газ будет накапливаться в подземных соляных пещерах в Северной Германии и потом через распределительную систему поставляться во все уголки Европы. Гигантские танкеры в Патагонии будут загружаться водородом, произведенным с помощью ветровой энергии, и направляться в порты немецкого побережья. По автобанам будут двигаться электромобили и грузовики, движимые водородом из топливных элементов или электичеством из аккумуляторов. В городах на крышах домов, теплоизолированных до границ возможного, мерцают тысячи солнечных установок, а сельскохозяйственный ландшафт характерен множеством вращающихся роторов ветряков. Это не только фантазии мечтательных экоактивистов, но результат сложных расчетов, произведенных исследовательским центром в Юлихе, входящим в группу исследовательских центров Хельмхольтц. Анализ демонстрирует наиболее экономный путь к энергетической экономике, свободной от двуокиси углерода, в 2050 году. Но этот путь недешев, отмечает n-tv. Согласно расчетам компьютера, в следующие три десятилетия потребуется почти 2 трлн евро, чтобы сократить к 2050 году выбросы на 95%. Таким образом, ежегодные расходы составят долю в 2,8% от всего немецкого произведенного ВВП. При этом скалькулировано, что расходы на импорт нефти и газа будут практически равны нулю. Но замена этих энергоносителей станет довольно дорогим удовольствием. Согласно исследованию, без синтетического топлива обойтись не удастся. Но его производство очень дорогое и требует много электроэнергии. Так что к 2050 году электропотребление Германии почти удвоится, а значит, мощности солнечных и ветровых электростанций должны существенно возрасти. Это потребует значительных инвестиций. Конечно, если поставить другие цели, например, вместо 95% безуглеродного будущего к 2050 году поставить цель 80%, то можно будет получить другой состав энергоносителей. Тогда природный газ может найти применение, поскольку это будет позволять его цена. Но уже построенные газовые электростанции экономически целесообразнее скорее всего использовать и дальше. Однако с точки зрения достижения климатических целей это будет недопустимо, так как газ – ископаемое топливо, на которое накладывается запрет. Во всяком случае, так полагает агентство n-tv.
Американский enfant terrible Илон Маск намерен вложить в Германию значительные финансовые ресурсы. Фото Reuters |
Ученые предлагают в своем исследовании снизить зависимость Германии от импорта энергоносителей. Если сегодня страна ввозит 70% потребляемых энергоносителей, то переход к 2050 году на климатически нейтральный сценарий развития экономики позволит снизить эту зависимость до 20%. Более того, при реализации планов по предложенному сценарию Германия мола бы даже стать своего рода «аккумулятором для всей Европы». Это означает, что имеющиеся на севере Германии соляные пещеры могут служить в качестве «складов» для накопления производимого с помощью ветровой энергии водорода для всей Европы. Вывод, который делает Робиниус, состоит в том, что «энергоповорот не следует воспринимать как опасность, поскольку он создает и новые сферы деловой деятельности».
С моей точки зрения, особого внимания заслуживает немецкий закон о налоговых льготах при санации зданий. Дело в том, что в России, как правило, предпочитают говорить о стоимости выбросов тонны парниковых газов, а о налоговых льготах при реализации планов по снижению выбросов обычно умалчивают. Так, санация жилищного хозяйства в Германии с целью повышения его энергоэффективности должна, по закону, вести к снижению налогов в течение более трех лет. Другими словами, те, кто заменит или реконструирует двери, окна, крышу или отопление в домах, которые старше 10 лет, получат от государства компенсацию 20% расходов, но не более 40 тыс. евро на дом или квартиру. Эти выплаты будут сняты с налогов в течение трех лет. Именно для России подобные меры могли бы принести более значительную пользу, особенно если учесть значительные проблемы в налаживании теплоснабжения, связанные, в частности, с существенным износом теплосетей, которые не обновлялись и не ремонтировались иногда с 70-х годов прошлого века.
Сегодняшние трудности
Но пока безмятежное углеродно-нейтральное будущее станет осязаемым, Германии придется столкнуться с поиском достаточно сложных решений. Рассмотрим это на примере четырех отраслей: электроэнергетики, авиаперевозок, автомобильной промышленности и сельского хозяйства.
Что касается производства электроэнергии, ставку немцы делают на ветроэнергетику. По состоянию на конец ноября ветровые установки, по подсчетам энергетического концерна Eon, произвели 108 тыс. ГВт-ч электроэнергии. Это на 15% больше, чем к концу ноября прошлого года. Произведенного количества достаточно, чтобы в течение года покрывать потребности жилищного сектора страны. Правда, причиной такого успеха являются необычайно сильные ветры на территории Германии, считает агентство.
Но расширение ветровых установок уже сейчас сталкивается с проблемами, отмечает n-tv. Дело дошло до того, что их уже больше практически не сооружают. Между январем и сентябрем 2019 года к сети были подключены только 150 новых «ветряных мельниц». Причину агентство усматривает в слишком длинных по времени разрешительных процедурах, малочисленности площадей, имеющихся для их размещения, и жалобах населения. Дело в том, что ветряки не такие уж безвредные, и низкие частоты, которые они производят, негативно влияют на людей и представителей фауны. Поэтому население выступает с требованиями увеличения расстояния от ветряков до жилья до 1 км. Показательно в связи с этим, что, когда осенью 2017 года энергоконцерн EnBW ввел в эксплуатацию в немецком городе Вайблинге на юго-западе страны три ветряка высотой по 160 м, это немедленно отразилось на местных выборах. Победили партии, которые выступали против ветряков.
Но несмотря на это, пять земельных правительств, по сообщению гамбургской газеты Zeit, обвинили федеральное правительство в фактической блокаде расширения ветровой энергетики в Германии за счет слишком большой бюрократии при выдаче разрешений на строительство. Они утверждают, что это может привести к краху планируемого энергоповорота. Северные земли потребовали от правительства снижения уровня налогообложения электроэнергии, производимой альтернативными источниками, и ускоренного строительства высоковольтных трасс для переброски производимой на ветровых станциях электроэнергии в южные районы страны. В чем же дело?
На сегодня строители «ветряных мельниц» столкнулись с проблемой регулирования расстояния от установки до ближайшего жилья. Федеральный министр экономики и энергетики Петер Альтмайер полагает, что это расстояние должно составлять не менее 1 км. Под жильем министр понимает комплекс из как минимум пяти жилых зданий. Для Германии проблема состоит в нехватке земли. Поэтому строителям «ветряных мельниц» просто не хватает места для их размещения и увеличение расстояния «съедает» и без того ограниченное количество площади для них.
На помощь фирмам, участвующим в сооружении ветровых парков, пришла министр экологии, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Свенья Шульце, которая отклонила предложения Альтмайера под тем предлогом, что СДПГ, к которой она принадлежит, выступает за то, чтобы к 2030 году количество электроэнергии, производимое из возобновляемых источников, достигало не менее 65%, а без расширения ветропарков на суше это якобы невозможно. По мнению Шульце в данном случае должны действовать правила, применяемые в отношении других промышленных объектов, как то автострады и заводы. Их в Германии разрешается строить на гораздо меньшем рассиоянии чем одна тысяча метров от людского жилья.
Позицию Шульце поддерживают профсоюзы (DGB) и такие влиятельные предпринимательские союзы, как федеральный союз германской промышленности (BDI). Как сообщается в совместном письме DGB и BDI на имя Альтмайера, «из-за имеющихся предписаний и сопротивления гражданских инициатив в отрасли потеряны уже тысячи рабочих мест». Действительно, один из производителей оборудования для ветровых электростанций – фирма Enercon уже уволила в земля Нижней Саксонии и Саксония-Ангальт до 3000 специалистов.
Уже сейчас социал-демократическая фракция в Бундестаге начинает обвинять министра экономики и энергетики ни больше ни меньше как в саботаже всего энергоповорота, который якобы без массированного строительства «ветряных мельниц» просто не состоится. При этом стоит отметить, что в Баварии предлагаемое Альтмайером расстояние от ветровых установок до жилых помещений в 1000 м уже давно применяется.
Альтмайер, находящийся под давлением, с одной стороны, партнеров по правительственной коалиции и деловых кругов с профсоюзами, а с другой, гражданских инициатив, которые представляют собой, по сути, дела избирателей, вынужден был начать поиск компромиссов. Предложенный им компромисс заключается в том, что новое правило «одного километра» должно действовать только для строящихся новых зданий.
Как будет решаться это вопрос в рамках правительственной коалиции, пока неясно. Дело в том, что смена руководства СДПГ, которое должно быть еще утверждено съездом в середине декабря, может заставить зазвучать эту проблему совершенно по-другому. Новое руководство немецких социал-демократов в лице бывшего министра финансов земли Северный Рейн – Вестфалия Норберта Вальтера-Борянса и второй председательницы, земельного политика Саскив Эскен являются активными приверженцами «зеленых идей», и они вполне могут после их утверждения съездом поставить своих партнеров по коалиции хритианских демократов перед совершенно новыми проблемами в области экологии. В случае же неприятия их предложений на повестку дня может быть поставлена судьба самой коалиции. Это означает в практическом плане перенос достижения компромисса по ветрякам на далекое будущее, поскольку на носу в Германии уже рождественские праздники и скорее всего решаться все эти спорные вопросы будут уже в новом году.
Нелишне заметить, что в России при строительстве ветряков придерживаются гораздо более мягких мер и расстояние до жилья нередко не превышает полукилометра.
Воздушный транспорт
Что касается воздушного транспорта, то Германию уже охватили в большинстве своем несанкционированные протесты, нередко сводящиеся к захвату аэропортов. (см. "НГ" от 11 ноября 2019 года). Но прежде всего следует отметить, что касается воздушного сообщения, с точки зрения Международной ассоциации воздушного транспорта, сборы и налоги на авиабилеты в Германии уже сейчас слишком высоки. По этим показателям Германия стоит в Европе на втором месте после Великобритании. В мировом разрезе же Германия входит в треть самых дорогих стран по стоимости авиабилетов. Поэтому авиакомпании уже сейчас озаботились, каким образом следует отреагировать на содержащиеся в правительственных решениях планы по удорожанию авиабилетов. Так, EasyJet Airline Company Limited, более известная как easyJet.com – британская лоукост-авиакомпания, основанная в 1995 году, намерена выделять средства на экологические проекты в области охраны климата и этим избежать повышения дополнительных налогов на свои авиабилеты. Как отмечает немецкое агентство dpa, глава авиакомпании Йохан Лундгрен об этом объявил на презентации результатов финансовой деятельности компании. Сумма, которая будет потрачена на подобные проекты, составит в текущем финансовом году около 25 млн британских фунтов. Но эти расходы авиакомпания рассматривает как переходный этап. Она намерена в дальнейшем сосредоточиться на финансировании инновационных технологий. В этих целях, в частности, достигнута договоренность с компанией Airbus относительно проектов электрических и гибридных самолетов, которые будут использоваться на коротких дистанциях. С точки зрения руководства авиакомпании Lufthansa, целесообразнее инвестировать в проекты по созданию зеленого авиатоплива.
Автомобильная промышленность
В Германии опубликовано новое исследование относительно последствий решений по энергоповороту для немецкой автомобильной промышленности, которая, как известно, является одним из столпов экономики страны. В ней напрямую заняты 800 тыс. человек.Так, по данным журнала Spiegel, ссылающегося на профессора-экономиста Руди Курца из Высшей школы Пфорцхайма, из-за структурных изменений в автомобильной промышленности, связанных с развитием электромобилестроения, в отрасли будет потеряно гораздо больше рабочих мест чем это предполагалось ранее. Речь идет о 360 тыс. мест, которые выпадут из производства в течение ближайших 10 лет. Некоторое время тому назад научный Франхоферский институт исходил из потери только 125 тыс. рабочих мест. Дело в том, что при производстве электромобилей требуется гораздо меньше деталей, чем при производстве машин с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, необходимо учитывать рост производительности труда вследствие автоматизации и развития сети общественного транспорта.
Решать проблему перехода к электроавтомобилизации в Германии придется новому руководству Союза автомобильной промышленности страны, который объединяет все ведущие автомобильные концерны в стране. Как известно, предыдущий председатель Бернхард Маттес вынужден был покинуть этот пост после фактического провал а в этом году международной автомобильной выставки во Франкфурте-на-Майне. Впервые на этот пост избрана женщина – Хильдегарт Мюллер, считающаяся доверенным лицом действующего федерального канцлера Ангелы Меркель. У нее есть опыт работы в администрации канцлера, где она занимала посты заместителя министра, в Предпринимательском союзе энергетики и водного хозяйства (BDEW), который она возглавляла 8 лет, и на посту одного из руководителей энергетического концерна Innogy, который относится к числу ведущих создателей сети электрозаправок для электромобилей в Германии. Считается, что именно ее опыт позволит немецкой автомобильной промышленности более безболезненно перейти в новую эру отказа от двигателей внутреннего сгорания.
На сегодня, по данным государственного немецкого информационного агентства Deutsche Welle, Германия уже стала крупнейшим в Европе и третьим в мире после США и Китая рынком полностью электрических автомобилей. Государственные субсидии их покупателям составляют 5–6 тыс. евро. В Германии на 1 января 2019 года насчитывалось 64,8 млн допущенных к эксплуатации автомобилей. Из них, по данным агентства Statista было зарегистрировано– лишь 83200 электромобилей. Другими словами, пока электромобили особым успехом в Германии не пользуются.
Новая эра немецкого автомобилестроения
Именно принятая правительственная программа перехода к климатически нейтральной Германии вызвала интерес к этой стране таких инвесторов, как Илон Маск. Как известно, 12 ноября с Берлине во время награждения премией «Золотой руль», которая присуждается еженедельниками Bild am Sonntag и Auto Bild, он объявил о своем намерении построить в Германии фабрику по производству электромобилей. Новый завод создаст в стране 10 тыс. рабочих мест. Производить там будут аккумуляторы и модель Tesla Y. Немецкое государственное информационное агентство Deutsche Welle ссылается в этой связи на рыночного аналитика Арндта Эллингхорста, который считает, что «это укол в самое сердце немецкой автомобильной промышленности». Принятое решение, цитирует его агентство Reuters, свидетельствует об амбициях американской компании. Выбор в пользу окрестностей столицы ФРГ эксперт назвал стратегическим шахматным ходом Илона Маска. На выбор Маска повлияло то, что у Германии имеется «сырье будущего – возобновляемая энергия». Первые две гигафабрики Tesla находятся в США – в штате Невада и вблизи Нью-Йорка. Они производят соответственно аккумуляторные и солнечные батареи. Собственно, электромобили корпорация выпускает на заводе Tesla Factory в Калифорнии. На новом предприятии под Берлином с конвейера будет сходить Tesla Model Y – компактный внедорожник (SUV), сконструированный на основе самой востребованной сейчас модели компании – Model 3.
В нем могут размещаться 7 человек, и запас хода составляет 540 км.
Когда Илон Маск делал свое заявление на церемонии вручения «Золотого руля», в зале сидели руководители немецких автоконцернов Volkswagen, Audi и BMW, отмечает агентство Reuters. Позднее глава VW Херберт Дис в беседе перед камерами с американским предпринимателем сказал: «Я рад, что Илон нас подгоняет».
Хорошей новостью для автомобильной промышленности Германии назвал заявление Илона Маска известный немецкий автомобильный эксперт, профессор Университета Дуйсбурга-Эссена Фердинанд Дуденхеффер. Теперь развитие электромобильности в Германии «пойдет быстрее, чем после 100 встреч у канцлера в Берлине», отметил он, намекая на недавние очередные переговоры Ангелы Меркель с руководителями немецких автоконцернов.
В то же время профессор Дуденхеффер сомневается, что немецкая Gigafactory 4 сможет начать производство уже к концу 2021 года. Он считает, что для Илона Маска приоритетным является сейчас завод в китайском Шанхае. Там в октябре после 10 месяцев строительства начала работать, пока в тестовом режиме, Gigafactory 3 с проектной мощностью 500 тыс. электромобилей в год. Выбор в пользу Бранденбурга, по мнению премьер-министра, в немалой степени связан с тем, что у них имеется сырье будущего – возобновляемая энергия, что позволяет совмещать защиту климата и экономическую мощь. По количеству производимой зеленой электроэнергии на душу населения эта земля лидирует в Германии.По оценке Дитмара Войдке, премьер-министра восточногерманской федеральной земли Бранденбург, где предполагается строительство американского завода, 95% вопросов с Tesla уже решены, но переговоры продолжаются. Поэтому, в частности, пока официально не называется точное место расположения будущего завода. Однако немецкие СМИ уверены: это местечко Грюнхайде с населением менее 9 тыс. человек, расположенное примерно в 40 км к юго-востоку от Берлина, недалеко от все еще недостроенного нового столичного аэропорта BER (на это соседство указал и сам Маск, пошутив, что завод придется сооружать более высокими темпами). Одно время на этой же площадке собирался построить фабрику автоконцерн BMW.
Политик считает, что данный факт был одним из ключевых аргументов в беседе с Илоном Маском. Что же касается финансовой поддержки американского инвестора, то ему были предложены обычные региональные субсидии в рамках правил ЕС, утверждает Дитмар Войдке. Министерство экономики ФРГ подчеркнуло, что о федеральных субсидиях речь пока не заходила. Дитмар Войдке раскрыл секрет: «интенсивные переговоры» шли с Tesla уже пять-шесть месяцев (большинство наблюдателей исходило тем временем из того, что американская компания присматривает площадку в Западной Германии).
Это превосходная новость для нашей земли», – заявил, к примеру, Дитмар Войдке. «Это очередное доказательство привлекательности Германии как центра автомобилестроения. Одновременно это веха на пути к электромобильности и овладению компетенциями в сфере производства аккумуляторных батарей», – подчеркнул министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер .
По словам Дитмара Войдке, «Gigafactory даст новый импульс инновациям и интернациональным связям Бранденбурга и обеспечит очень многих людей хорошей работой». На автозаводе, строительство которого, по предварительным планам, намечено завершить к концу 2021 года, будут трудиться около 6–7 тыс. человек. Кроме того, Tesla собирается открыть в Берлине конструкторский и дизайнерский центр.
Неуверенность в будущем толкает ряд немецких автоконцернов на сокращения рабочих мест и инвестиций. В наступащем году известный производитель автомашин Audi, являющийся дочерней компанией Volkswagen, планирует вложить в исследовательские работы на 3 млрд евро меньше, чем в прошлом году. Одновременно предполагается сокращение почти 10 тыс. рабочих мест. Причиной является плохая загрузка имеющихся производственных мощностей в Ингольштадте и Неккарсульме. Также концерн планирует увеличение инвестиций до 12 млрд евро в производство электромобилей. Инвестиционные планы концерна являются частью стратегии материнской фирмы, которая в целом намерена инвестировать в электромобильность не менее 33 млрд евро. Всего же в последующие 5 лет она собирается вложить в производство двигателей, щадящих климат, автомобили с автономным управлением и цифровизацию почти 60 млрд евро. Пока же ставку Volkswagen делает на электровариант известной марки VW Golf. Электромобиль носит название ID.3 и по ширине и длине полностью соответствует этому «народному автомобилю». В базовой комплектации он будет стоить 30 тыс. евро. Для него предлагается три электробатареи различной мощности. Самая мощная дает пробег до 550 км.
Нельзя сказать, что Россия остается в стороне от общеевропейских тенденций. В бизнес-школе «СКОЛКОВО» 18 ноября прошло ток-шоу «Электротранспорт в России – перспективы и угрозы для бизнеса». В аудитории собрались игроки нарождающейся отрасли автоэлектротяги: представители от Tesla, Daimler AG, от властей в лице «МосТрансПроекта», российских компаний, строящих электрозаправки, – «Россетей», Rewatt и WattsOn. В ходе дискуссии гендиректор WattsOn Артем Ручин предложил отменить пошлины на электрокары.
В России примерно 6 тыс. электромобилей; 80% из них – это подержанные Nissan Leaf, купленные на российском Дальнем Востоке. В европейской части доминирует Tesla. Автомобилей этой марки примерно 300 шт. В следующем году приедет на продажу в Москву электроавтомобиль Mercedes-Benz EQC.
Однако перспективы электрогаджетов в России резюмировал главред «Авторевю» Михаил Подорожанский. Он заявил: « Я не вижу ни одной олигархической группы, которой этот бизнес (электромобилей), даже с учетом государственных вливаний, стал бы сколько-нибудь всерьез интересен. А на фоне пугалок сокращения закупок углеводородов и необходимости расширения внутреннего рынка эти опасения только усиливаются».
Сельское хозяйство
В конце ноября в Берлине прошли массовые протестные акции немецких крестьян. Многие приехали на тракторах из других земель, и целью их протестов была федеральный министр по охране окружающей среды Свенья Шульце. Дело в том, что в настоящее время правительство готовит пакет мер по запрету использования в сельском хозяйстве химических веществ. Речь идет о глюкосате, который представляет собой неселективный системный гербицид, использующийся для борьбы с сорняками, особенно многолетними. Занимает среди гербицидов первое место в мире по производству. Это вещество, по мнению экспертов, несет ответственность за гибель насекомых. Поэтому предусматривается, что с 2023 года его применение в ряде регионов будет запрещено. Однако немецкие крестьяне его активно используют в борьбе с сорняками. Как известно, в конце июня ЕС подписал соглашение о зоне свободной торговли с Южной Америкой, и теперь немецкие крестьяне опасаются, что они окажутся безоружными перед наплывом продуктов из этого региона. Но дело не только в гербицидах. Активное применение удобрений ведет к усиленному выделению в атмосферу закиси азота, известной также как веселящий газ. Причем это вещество обладает свойством удерживаться в атмосфере в течение 120 лет.
Излишне говорить, что закись азота в принципе является наркотиком, хотя официально как наркотик не регистрируется, и потому его продажа не запрещена. Специальные воздушные шарики очень популярны у посетителей ночных клубов и закрытых вечеринок. Они опьяняют и вводят в эйфорию. Однако медики настаивают, что газ очень рпасен. Известны случаи, когда передозировка веселящим газом заканчивалась летальным исходом. Первый такой случай был зафиксирован в Израиле. В стране тогда запретили розничный оборот этого газа. Подобные же ограничения ввели в США, Новой Зеландии и Индии. В российской Госдуме готовится законопроект об ограничении его торгового оборота.
Хотя следует иметь в виду, что закись азота используется в медицине, пищевой и технической промышленности. В медицине он необходим для анестезии и потому его продают только фармацевтическим фирмам. Но в пищевой промышленности он используется в качестве компоенента взбитых сливок, пористого шоколада и антипригарных спреев. Можно представить, с какими проблемами столкнуться законодатели при попытке его запретить.
Согласно анализу экологического журнала Nature Climate Change, содержание закиси азота в воздухе постепенно растет. Причем трудно себе представить, подчеркивает агентство n-tv, что при постоянном увеличении населения на Земле и перехода сельского хозяйства к интенсивным способам производства оно будет снижаться. Исследователи норвежского Института исследований воздушной среды (NILU) пришли к выводу, что с начала 1998 года содержание закиси азота в воздухе увеличилось, по данным 2017 года, с 290 частиц на миллиард молекул воздуха до 330 частиц. Все дело в том, что закись азота в 300 раз сильнее влияет на потепление климата по сравнению с двуокисью углерода. На него приходится до 7% парникового эффекта на планете. За последние 20 лет концентрация закиси азота постепенно растет, и если в 2000 году ее эмиссия составляла 16,3 млн т, то в 2017-м она возросла до 17,9 млн т. Как считает Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК, англ. Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), значение закиси азота с точки зрения парниковых газов пока явно недооценивалось.
Давно известно, что коровы, переваривая траву, производят метан (а метан составляет добрые 40% всего объема парниковых газов). Сейчас идут эксперименты со специальными кормами, которые должны будут снизить выбросы коровьего метана. Каждая корова, которая пасется на лугу, ежедневно «производит» 280 г метана. Эти данные приводит эксперт Можиб Латиф из Научного института океанических исследований в Киле (Geomar Helmholtz-Zentrum für Ozeanforschung). Подбор же специальных кормов позволит снизить коровьи выбросы метана на 20% на каждый литр молока. Но насколько изменение кормового рациона повлияет на стоимость производимого ими молока, пока неизвестно. Однако, по данным немецких экспертов, пишет агентство n-tv, на сельское хозяйство приходится более 7% выбросов парниковых газов.
Конечно, решение проблем немецкого энергоповорота связано со многими факторами, прежде всего экономического и политического порядка.Тем более изучение их может представить интерес и для решения аналогичных российских проблем.
комментарии(0)