0
2546
Газета НГ-Политика Интернет-версия

02.10.2007 00:00:00

Кого пугает призрак утопии?

Игорь Эйдман

Об авторе: Игорь Эйдман, замдиректора ВЦИОМ по коммуникациям

Тэги: интернет, эйдман


«Лучший мир возможен» – этот лозунг альтерглобалистов сегодня объединяет всех, кто осмеливается бросить вызов власти мировых и национальных собственнических элит. Великим социальным преобразованиям прошлого всегда предшествовало формирование новых общественных идеалов.

Почти все современные государства являются воплощением некоего абстрактного идеального, то есть по сути утопического образа. Реальная социальная организация этих государств, конечно, сильно отличается от этого образа, однако сформирована под его прямым или косвенным влиянием. Единственная сверхдержава сегодня – США была создана последователями утопий Руссо и Франклина. Европейские демократии также своими корнями уходят в утопистику эпохи Просвещения. Китайская Республика основана на националистических идеях Сунь Ятсена и коммунистической Мао Цзэдуна. Израиль стал воплощением сионистской утопии. Индия – утопии, созданной Махатмой Ганди.

Рациональный идеал: утерянный и обретаемый

Идеи рационализма, позитивизма, утилитаризма были идеологическим стимулом для развития западной демократии. Последующий жестокий опыт революций, войн, кровавых социальных экспериментов в значительной степени подорвал веру в рациональность природы человека. Этой ситуацией в целях сохранения выгодной ей социальной системы воспользовалась правящая собственническая элита.

Политическая система представительной, многопартийной демократии, частная собственность и рынок стали восприниматься как вершина социального развития, идеальные инструменты достижения декларируемых общественных целей. В результате этого в общественном сознании произошла сакрализация этих социальных инструментов как некой абсолютной ценности.

Начало XXI века дало принципиально новый опыт. Начинающееся сегодня глобальное столкновение между западной цивилизацией и исламским миром делает реабилитацию в общественном сознании и гуманитарной мысли универсальных рациональных идеалов остроактуальной темой.

Сейчас становится ясно, что только более последовательная реализация рациональной социальной парадигмы может дать европейской цивилизации возможность эффективно бороться за выживание, сохранять боеспособность в схватке с наступающими иррациональными силами. Странам европейской культуры необходима внутренняя, вертикальная рационализация, ведущая к созданию нового более современного и совершенного общества. Только в этом случае они смогут защитить свои рациональные ценности и распространить их приоритет по всему миру

Интернет-революция: от утопии к реальности

Развитие процесса рационализации требует обретения нового социального идеала, образа общества будущего, движение к которому призвано стать магистральным направлением социального развития. До сих пор наиболее популярной социальной альтернативой существующей социально-экономической системе, условно называемой капиталистической, была марксистская утопия, коммунистический социальный идеал. Крах основанных на нем социальных экспериментов был предопределен тогдашним уровнем технологического развития экономики. Их организаторы были уверены в том, что бурно развивающееся производство призвано стать могильщиком капитализма и основой для новой формации, идущей за ним вслед. И это диктовало им концепцию построения общества как единой фабрики, завода. Логика была проста: если экономика основана на крупном производстве, то и общество должно управляться как единый большой завод.

Развитие современного интернет-общества формирует новую не коллективистскую, а индивидуалистическую альтернативу капитализму. На смену концепции общества-фабрики пришел образ общества-сети. Такого общества, политическая и экономическая системы которого основываются не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободно формирующихся социальных коммуникациях.

Новая реальность, когда «физический капитал, необходимый для производства, то есть общедоступные персональные компьютеры и доступ к сети, распределен по всему обществу» (Й.Бенклер), предполагает формирование экономики свободного индивидуального и коллективного сетевого творчества; социальной системы без частной собственности и наемного труда, без эксплуатации и манипуляции.

У избирателей появляется техническая возможность не только избирать через сеть своих представителей в органах власти, но самостоятельно формировать их в интернете, самим выполнять функции парламентариев. А значит, становится реализуемой перспектива постепенного перехода от представительной к прямой демократии.

Конечно, социальный идеал общества без эксплуатации и манипуляции, гарантирующего своим членам безграничную свободу личности и творчества, вряд ли возможно полностью воплотить в жизнь. Но само движение к нему способно дать стимул и направление для назревших социальных перемен, соответствующих новому уровню развития цивилизации, сделать мир более рациональным и справедливым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1340
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1527
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1638
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3896

Другие новости