Любые масштабные преобразования, строительство, изменения среды всегда связаны с серьезными рисками: политическими, техногенными, экологическими, психологическими. Само по себе незнание возможных последствий способствует неадекватной реакции населения, вызывает панику, тормозит развитие. В этой ситуации важнейшая задача власти и общественности – без устали разъяснять населению их права и возможности.
Что происходит сегодня в Сочи? На наш взгляд, ничего катастрофического. Почему тогда так много писем и обращений поступает в Общественную палату и правозащитные организации от обеспокоенных жителей будущей олимпийской столицы с просьбой помочь, спасти, защитить права? На мой взгляд, просто долго молчали. Ничего никому не объясняли. Сидели в своих кабинетах и принимали решения – как всегда, в узком кругу без привлечения общественности. Конечно, есть отдельные случаи нарушения прав жильцов, но они есть и будут всегда в любом городе в любой стране.
В основном граждан волнует проблема компенсации или получения жилья взамен изъятого. Если коротко, суть вопроса состоит в том, что одной из основных статей расходов, связанных с проведением предстоящей Олимпиады, является необходимость приобретения корпорацией «Олимпстрой» прав на земельные участки, на которых планируется сооружение олимпийских объектов. Поэтому в связи с существующей большой застройкой частными объектами территории проведения Олимпиады необходимо применять процедуру изъятия, особенности которой указаны в олимпийском законе. А в соответствии с законом решение об изъятии оспариванию не подлежит, предмет спора – исключительно размер компенсации.
Как определить размер компенсации? – главный вопрос. Указанную процедуру осуществляют независимые оценочные организации, отобранные по конкурсу государственной корпорацией. При этом оценщик все равно упирается в предел, установленный местной администрацией. Понятное дело, что такой предел есть неоднозначное административное усмотрение.
Определение стоимости изымаемого земельного участка осуществляется сравнительным методом. Суть данного способа заключается в том, что оценочная организация сравнивает участок с ему подобными и по итогам выдает стоимость изъятия. Однако непонятно, на какой момент будет происходить сравнение. Очевидно, что, например, если в 2005 году земельный участок стоил 1000 долл., то сейчас его стоимость неизмеримо выше, и тем более если владелец, а соответственно оценщик знают, что рядом будет построена супергостиница. Но как сравнить участок, если в отношении его установлено ограничение на дальнейшее развитие, то есть принято решение об изъятии? Аналогов нет.
Еще одна проблема, которая может иметь свои юридические последствия. Есть такое, нормативно нерасшифрованное, понятие – территория проведения Олимпиады. Она никак не ограничена, то есть весь Краснодарский край и т.д. В результате, злоупотребляя, местный чиновник при потребности для изъятия 60 га может изъять из двух участков площадями 50 и 100 га соответственно. При этои ретивый и недобросовестный чиновник может изъять и частями из двух участков, и все 150 га сразу, кто это контролирует?!
Таким образом, сегодня очень важно, чтобы олимпийский закон как можно скорее оброс подзаконными актами, которые минимизируют существующие риски и позволят в досудебных спорах и тем более в судебном порядке максимально объективно разрешать возникающие конфликты.